Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Кулиг увеличивает отрыв
 
Чемпионат Европы стремительно катит к своему экватору – в начале июня в польском городе Клодзко состоялась пятая «двадцатка» из десяти запланированных, «Ралли Польши» (Rajd Polski). Исход ралли не вызывал сомнений – победителем почти наверняка должен был стать кто-то из польских экипажей…


Rajd Polski входит в число старейших ралли мира – впервые гонка состоялась в 1921 году, почти сразу после обретения Польшей независимости. Более ранними стартами, похоже, может похвалиться только «Ралли Монте-Карло», дебютировавшее еще до Первой мировой войны – в 1911 году! Если изучить списки победителей польского ралли 20-30-х годов, то можно встретить немало известных пилотов, знакомых по выступлениям в серии «Гран-при» (предшественницы современной Формулы-1). Чего только стоят имена поляков Хенрика Лифельда и графа Адама Потоцкого, немца Ханса Рауха…

После второй мировой войны дела шли поначалу ни шатко, ни валко – участники, главным образом, добивали на трассах старую импортную технику: Opel Olympia, DKW, попадались даже Tatraplan. Ситуация изменилась к лучшему в конце 50-х, когда «Ралли Польши» было включено в календарь чемпионата Европы. Состав участников мгновенно усилился – знатоков истории автоспорта наверняка не оставят равнодушными имена Рауно Аалтонена (один из лучших финских раллистов 60-х годов), Вальтера Шока, Карла Борингера (звезды раллийной команды «Мерседеса» в 60-х), Ингвара Карлссона (заводской пилот шведского «Сааба»)… Тогда же и начала восходить звезда Собеслава Засады, легендарного польского гонщика, единственного в истории трехкратного чемпиона Европы по авторалли!
 
  
 

Кульминацией стал 1973 год, когда Rajd Polski стал этапом чемпионата мира – и до сих пор Польша остается единственной социалистической страной, которая входила в календарь мирового раллийного первенства! Та гонка 1973 года установила невероятный рекорд, который вряд ли когда-нибудь будет побит – из 76 стартовавших экипажей до финиша добрались только 3! А победителем этой фантасмагорической гонки стал немецко-французский экипаж Йоахим Вармболд/Жан Тодт на Fiat 124 Spyder. Знакомые имена, правда? Интересно, кто сейчас вспомнит, что знаменитый спортивный директор «Феррари» Жан Тодт, с именем которого связывают нынешний взлет «Скудерии» и ее первого пилота Михаэля Шумахера, был когда-то очень неплохим раллийным штурманом и вице-чемпионом мира 1981 года?

Хотя с тех пор Польша больше не принимала у себя чемпионат мира, но ее ралли постоянно остается одной из самых престижных гонок европейского раллийного первенства, о чем и свидетельствует высший коэффициент 20.

Любой, кому выпадет возможность изучить протоколы восточноевропейских ралли 70-80-х годов, не избежит чувства гнетущей зависти. Стоит только взглянуть, на каких автомобилях выступали наши собратья по социалистическому лагерю – Lancia Stratos, Porsche 911, Porsche Carrera, Renault 11 Turbo, Renault A110 Alpine, попадались даже монстры Renault 5 Turbo и Audi Quattro группы В! И остается только пожалеть, что у советских раллистов до конца 80-х годов практически не было возможности выступать на какой-либо технике, кроме отечественной… Нельзя утверждать, что эти автомобили ничего не стоили на раллийных трассах, но все-таки они заметно уступали специально подготовленным для ралли иномаркам. Все решал класс пилота, а великолепных раллистов у нас всегда было немало – Стасис Брундза, Сергей Вукович, Каститис Гирдаускас, Вало Соотс, Хейки Оху, Йоэль Таммека, Эугениюс Тумалявичюс, Сергей Алясов…

И уже не вызывает особого удивления, что сборная СССР часто проигрывала болгарам, полякам и чехам в борьбе за Кубок дружбы социалистических стран. Проблеск надежды появился около двадцати лет назад, когда Стасис Брундза в Вильнюсе начал готовить знаменитые Lada VFTS, которые уже можно было противопоставить таким автомобилям, как Lancia Stratos и Fiat 131 Abarth. Но тогда же начиналась эра полного привода и турбомоторов…
 
  
 

Однако вернемся в настоящее, в 2002 год – сейчас время других героев, другой техники… Единственное, что сейчас объединило настоящее и прошлое – это появление на «Ралли Польши» Антони Вармболда, сына того самого Ахима Вармболда, который праздновал победу в Польше 29 лет назад. Между прочим, младший Вармболд преподнес сюрприз – на польском ралли ему предстояло стартовать на Ford Focus WRC 99, на котором Януш Кулиг выступил в Турции и Болгарии. Поляк же обзавелся множеством новых спонсоров (Goodyear, Mobil 1) и на своей домашней гонке стартовал в составе команды с длинным и замысловатым названием Mobil 1 Brok Goodyear Team Poland и на новом автомобиле – Ford Focus RS WRC 01. Несмотря на витиеватое название команды, это остался тот же «Джолли клаб», только под другой вывеской…

Первоначально заявочный лист производил очень внушительное впечатление – пять автомобилей категории WRC. Однако, как и в Болгарии, снялись все чешские экипажи, включая Станислава Хованеца и Томаша Грдинку на Skoda Octavia WRC. В результате, из сильнейших остались Лешек Кузай на Peugeot 206 WRC, Януш Кулиг на Ford Focus RS WRC 01, Антони Вармболд на Ford Focus WRC 99 – и этому трио должны были ассистировать бельгиец Доминик Брюйнеель на Toyota Celica GT-Four и целая армада поляков на Mitsubishi Lancer Evo группы N… Ни у кого даже не возникло сомнений, что два первых места достанутся обоим «Ку» - вопрос был только в том, в каком именно порядке?

Кулиг принялся атаковать, не теряя времени, и после второго спецучастка оторвался от Кузая почти на 12 секунд. Лешеку же сначала не слишком повезло – если на первом допе этот великолепный хузар уступил в равной борьбе, то на втором поймал прокол и потерял еще десяток секунд. Кстати, в польском раллийном жаргоне есть совершенно великолепный синоним «получил прокол» - «злапал капця». Те, кто хоть немного знаком с польским или украинским языком, смогут по достоинству оценить всю красоту и выразительность этой фразы!
 
  
 

Иностранцам пришлось совсем невесело – Тони Вармболд с трудом привыкал к своему новому автомобилю: как-никак, Ford Focus WRC 99 существенно отличается по своим повадкам от Toyota Corolla WRC. Особого уважения заслуживал Доминик Брюйнеель, который на своей старой Toyota Celica GT-Four мужественно пытался сражаться с Вармболдом на WRC и чертовски быстрыми хозяевами на N–ках Mitsubishi Lancer Evo (Павел Дытко, Роберт Херба, Лукаш Штука, Михал Бенбенек, Збигнев Габрысь)… На стороне польских пилотов были два серьезных союзника – современная гоночная техника и великолепное знание домашней трассы.

А трасса в окрестностях Клодзко тяжелейшая, хотя формально и считается асфальтовой. Вот только того асфальта было не так уж и много – скорее уж, сплошной микст из разбитого гудронного покрытия и гравия. Кроме того, есть немало перекрестков и развилок, на которых приходится переходить с одной дороги на другую, причем характеристики покрытия меняются кардинально…

Начиная с СУ3, в поединке Кулига и Кузая наметился перелом – на этот раз уже лидеру гонки пришлось мучиться с проколами… В результата, после пятого допа «Пореба-Менджилесье» Лешек оторвался от своего главного соперника уже на полторы минуты. Примечательно, что оба дуэлянта, несмотря на ряд проблем и задержек на трассе, на голову превосходили всех своих остальных соперников. Збигнев Габрысь, который к тому моменту шел третьим, отставал от второго места уже на две минуты. Вармболд тоже «злапал капця» и еле-еле удержался в десятке, а Брюйнеелю предстояла нелегкая жизнь – бельгиец отчаянно цеплялся за шестое место, а сзади накатывал раскатившийся Бенбенек…
 
  
 

После СУ6 «Вильканув-Сенна» нелепый эпизод похоронил всю интригу гонки. Лешек Кузай выиграл очередной доп, прибыл на сервис и… остался там. Обследовав двигатель, механикам осталось только развести руками и порекомендовать пилоту прекратить гонку – по их мнению, мотор выдержал бы от силы два спецучастка, после чего окончательно бы скончался. Совершенно обидный сход Лешека, нелепое завершение дуэли двух лучших польских раллистов – совсем не такой развязки хотелось болельщикам, следившими за событиями на «Ралли Польши». А о состоянии Кузая и говорить нечего – великолепный задира потерял шансы вплотную приблизиться в общем зачете чемпионата Европы к Кулигу и оторваться от итальянца Ренато Травальи…

После такого досрочного финала субботние события носили чисто демонстрационный характер – Януш Кулиг «привозил» своим соперникам на каждом допе столько секунд, сколько хотел. В результате, единственный оставшийся фаворит соревнований завершил первый день ралли с почти пятиминутным отрывом от Габрыся. Наконец-то мобилизовался Вармболд и зацепился за шестое место. Правда, такому прогрессу немца в немалой степени способствовал сход Брюйнееля – бельгиец не удержался на залитой дождем дороге и не успел разминуться со встречным деревом…

Не обошлось и без недоразумений с хронометражем – в какой-то момент организаторы перепутали порядок старта участников. В результате, «выяснилось», что Лукаш Штука на N-групповом Mitsubishi Lancer не только выиграл спецучасток, но и опередил финишировавшего вторым Кулига на полторы минуты! Одно из двух – или электроника дала сбой, или Штука воспользовался более коротким путем… К чести организаторов, они быстро ликвидировали возникший «хомут» и восстановили истинные результаты.
 
  
 

Воскресенье встретило гонщиков и зрителей проливными дождями. И часто автомобили на трассе напоминали глиссера, оставлявшие за собой гигантский водяной шлейф. А какие фонтаны брызг взлетали из под колес, когда пилоты пытались срезать поворот и прихватывали краешек кювета! Такие погодные сюрпризы стали серьезным экзаменом как для техники, так и для экипажей – очень тяжело было предугадать поведение автомобиля на плохом асфальте, обильно усыпанным гравием и залитом потоками воды.

Лидерству Кулига ничто не угрожало, кроме какой-либо технической проблемы или пакости вроде взорвавшегося колеса. А вот за оставшиеся места в зачетной шестерке отчаянно бились Габрысь, Бенбенек, Чопик, Херба. Во-первых, «Ралли Польши» обещало серьезные перемены в общем зачете чемпионата Польши. Во-вторых, польский гонор не позволял уступить место на подиуме иностранцу Вармболду, пусть даже выступавшему на автомобиле более высокого класса. В-третьих, никто и никогда не откажется засветиться в таблице общего зачета чемпионата Европы – и пилоту престижно, и спонсорам радость. Но даже на фоне могучей команды на «энках» очень ярко смотрелся Себастьян Фрыч на Opel Corsa 1600 – его миниатюрный желто-белый автомобиль на скользких дорогах часто опережал полноприводные Mitsubishi Lancer Evo.

Вармболд как-то особенно не светился и скромно держался на пятом-шестом месте. Порой создавалось впечатление, что немец просто положился на судьбу – авось ему повезет после всех субботних мучений. Самое интересное, что поначалу все события действительно развивались в его пользу! Павел Дытко выбыл еще в субботу, потом на СУ12 «Жданув-Опольница» Михал Соловов промучился весь доп с «капцем» и проиграл Вармболду две с половиной минуты…
 
  
 

Самые потрясающие события начали развиваться на СУ14 «Людвиковице-Камёнки». Именно этот спецучасток дал понять – прочные покрышки будут цениться на вес золота! Следует уточнить, что, в отличие от чемпионата мира, в региональных первенствах запрещено применение мусса (специального наполнителя в шинах, который при необходимости должен затянуть место прокола). Одним словом – если получишь прокол, либо едешь на трех колесах дальше, либо сразу меняешь колесо! В любом случае, потери времени огромные… А польская трасса в этом году оказалась беспощадной к покрышкам – практически, все участники хоть по разу, но все же «злапали капця».

Однако вернемся к событиям на СУ14. Збигнев Габрысь неожиданно заглох на старте допа, с большим трудом завелся и протащился все 15 километров. Итого три минуты отставания. Почти на столько же «попал» Михал Бенбенек, разодравший в клочья переднее колесо в одном из кюветов. Итог невеселый для обоих неудачников – Збигнев потерял место в лидирующей тройке, а Михал вообще вылетел из зачетной шестерки. При изучении итогового положения участников после СУ14 выяснилось, что Вамболд незаметно стал третьим, а на шестое место выскочил женский экипаж из двух Магдален – Цесьлик и Лукас.

После СУ15 положение не изменилось – только Вармболд начал погоню за вторым местом и отыграл еще двадцать секунд у отчаянно сопротивлявшегося Томаша Чопика. Тем временем Габрысь пришел в себя от неожиданного конфуза на предыдущем допе и предпринял отчаянные попытки улучшить свое положение. Учитывая, что за четыре допа до финиша Роберта Хербу и Збигнева Габрыся разделяли только двадцать секунд, бой за четвертую позицию мог оказаться весьма увлекательным!

СУ16 «Жданув-Польница» опять преподнес несколько сюрпризов. На этот раз проблемы навестили Чопика – очередная убитая покрышка в гонке и две минуты потеряны. Причем шина взорвалась с такой силой, что просто размолотила колесную нишу… И Вармболд мог гордиться своей тактикой выжидания – без особых усилий Антони переместился уже на вторую позицию. Наверняка молодой немец уже начал подсчитывать, на какое место в общем зачете чемпионата Европы вознесут его очередные 120 очков… Но уже на следующем допе, «Людвиковце», судьба решила распределить всем сестрам по серьгам – и Вармболд «злапал капця»! Причем прокол был такой основательный, что экипажу пришлось на спецучастке менять колесо – итого четыре с половиной минуты долой! И только шестое место вместо заветного второго…
 
  
 

И, казалось, на этом весь набор сюрпризов был исчерпан… Януш Кулиг, о котором почти никто и не вспоминал, легко выиграл все спецучастки и наконец-то стал победителем «Ралли Польши»! К этой победе Кулиг шел несколько лет, но постоянно не дотягивался до заветной цели. Несколько лет назад Янушу, выступавшему на Renault Megane Kit Car, было нелегко сражаться с Кшиштофом Холовшицем и Робертом Грычыньски на WRC. Три года назад поляк попал в серьезную аварию, после которой его Ford Escort WRC превратился в обгоревший остов. В 2000 году Януш получил великолепную возможность выиграть домашнюю гонку, но опять не повезло – попал под мощную атаку датчанина Хенрика Лундгаарда, который в том году в одни воротам выиграл чемпионат Европы. Прошлогодняя попытка опять оказалась неудачной - неожиданные технические проблемы, и победа уплыла к Лешеку Кузаю…

Нынешняя гонка не ограничилась чехардой на последних допах – события продолжали бурно развиваться и после финиша соревнований. Через несколько часов после церемонии награждения был дисквалифицирован финишировавший шестым женский экипаж Магдалены Цесьлик и Магдалены Лукас – по мнению суровых представителей технической комиссии, подготовка двигателя не соответствовала требованиям технического регламента к автомобилям группы N…

Павел СКОБЛЕНКО
В материале использованы фотографии сайтов www.autoklub.pl и www.rallyonline.pl

8-9.06.2002. Rajd Polski (PL) [20]
Клодзко. Покрытие - асфальт. 19 СУ (317,25 км).
Общая дистанция ралли - 873,66 км.

1. Кулиг/Баран Я. (PL/PL, Ford Focus RS WRC 02, A8) 2:45.39,5
2. Чопик/Вроньски (PL/PL, Mitsubishi Lancer Evo VI, N4) + 12.27,6
3. Херба/Буркат (PL/PL, Mitsubishi Lancer Evo VI, N4) + 12.46,9
4. Габрысь/Баран М. (PL/PL, Mitsubishi Lancer Evo VI, N4) + 13.41,4
5. Вармболд/Прайс (D/GB, Ford Focus WRC 99, A8) + 13.53,2
6. Бенбенек М./Бенбенек Г. (PL/PL, Mitsubishi Lancer Evo VI, N4) + 14.43,1

 
Rambler's Top100 Counted by L-STAT Kataloog Net-ee.com
 


Газовые генераторы с доставкой | цепные пилы от ведущих производителей | Надежная охрана объектов