Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Болгарские неурядицы
 
До недавнего времени болгарская 'двадцатка' 'Ралли Албена' являлась одной из самых интересных и престижных гонок чемпионата Европы по авторалли. Однако в этом году организаторы принялись искать добра от добра и провели целый ряд реформ. И большинство перемен гонщики и болельщики приняли в штыки:


Прежде всего, изменили место проведения ралли - из приморской Албены гонка переехала на известный зимний курорт Боровец, поближе к горам. Это событие повлекло за собой целый ряд интересных последствий. Во-первых, изменилось название соревнований - вместо 'Ралли Албена' появилось 'Ралли Болгарии'. Сразу возникли подозрения, что организаторы пытаются в ближайшие несколько лет пробить болгарский этап в календарь чемпионата мира. Во-вторых, выяснилось, что Боровец просто не готов принимать у себя соревнования такого ранга, как этап чемпионата Европы с высшим коэффициентом 20. Например, не удалось найти подходящего места для закрытого парка, технической комиссии и пресс-центра - почти все представляло собой временные, сметанные на живую нитку, палаточные сооружения.

Не удивительно, что возмутились практически все - и участники, и болельщики, и многие официальные лица национальной автофедерации, находившиеся в оппозиции к ее президенту. Главный вопрос заключался в следующем - зачем так скоропалительно переносить гонку из оживленного морского курорта подальше в Родопы? Во всяком случае, зрителей стало заметно меньше, чем в предыдущие годы:
 
  
 

А самым скандальным штрихом стал массовый отказ пилотов от участия в болгарском ралли. Разумеется, когда несколько экипажей снимаются с соревнований - это в порядке вещей на ралли любого ранга. Но все-таки, когда из 80 заявленных экипажей на старт выходят только 45, это явный перебор! Более того, из 'отказников' абсолютное большинство (26 участников) составляли как раз болгары: Впрочем, несколько ведущих болгарских пилотов вынуждены были пропустить гонку не по своей воле: Радославу Козлекову не успели вовремя привезти Toyota Corolla WRC, Ясена Попова подкосили финансовые неурядицы: В результате, единственной надеждой хозяев оставались Димитар Илиев на Toyota Corolla WRC и Крум Дончев на Peugeot 306 Kit Car.

Зато иностранная делегация выглядела внушительно - поляки Лешек Кузай и Януш Кулиг, россиянин Александр Лесников, немец Антони Вармболд, бельгиец Доминик Брюйнеель: И главной интригой по-прежнему являлось продолжение начавшейся еще в Турции польской разборки между Кузаем и Кулигом!
 
  
 

Уже во время предварительных тренировок Кулиг признал, что гонка окажется очень тяжелой для пилота. Если сравнивать с турецкими дорогами, засыпанными исключительно колючим гравием, то болгарская трасса представляет собой полную противоположность! Прежде всего, это очень ровный и скользкий асфальт - при прохождении быстрого поворота или резком торможении машину может просто выкинуть с дороги. Януш Кулиг: 'На такой своенравной трассе все решает правильный выбор покрышек и погода!'

Первый громкий скандал разразился еще в пятницу утром, до старта первого спецучастка - иностранные экипажи обвинили организатором в максимальном содействии пилотам-хозяевам. По словам некоторых штурманов, во время технической проверки на бортовых компьютерах автомобилей Кулига, Кузая, Вармболда, Лесникова и Брюйнееля время было переставлено на минуту назад. Если это действительно было так, то все иностранцы практически на каждом пункте контроля времени ловили бы по десять секунд пенальти: Ярослав Баран (штурман Януша Кулига) буквально кипел: 'Нас еще в Польше предупреждали, что нам в Болгарии будут постоянно строить козни!'
 
  
 

Лешек Кузай сразу же со старта ринулся в схватку и возглавил общий зачет - этот отчаянный хузар мгновенно уловил все особенности трассы и использовал их по максимуму. Такой скользкий асфальт, похоже, пришелся по душе Лешеку - машина в поворотах постоянно идет в заносе, и все решает точность пилотирования и наличие определенной бесшабашности. Такая гонка - родная стихия Кузая! А вот Януш Кулиг, как и опасался накануне, не угадал с подбором покрышек и поставил жесткий комплект, на котором автомобиль почти не держал дорогу - поляка пару раз развернуло. И уже после двух спецучастков Януш отставал от своего соотечественника секунд на тридцать:

С хронометражем творились настоящие чудеса - чего только стоил предварительный результат СУ2, на котором победу разделили Лешек Кузай на Toyota Corolla WRC и некий Тодор Хаджев на Yugo 45! При всем уважении к болгарину, невозможно было представить, чтобы он на 1300-кубовой машинке был бы в состоянии на равных бороться с теми же Кузаем, Кулигом, Илиевым, Дончевым:

В первый день соревнований был просто великолепен Крум Дончев - на переднеприводном Peugeot 306 Kit Car он постоянно не давал расслабиться Кузаю, и больше чем на 12-13 секунд поляка не отпускал. Более того, на потенциально более слабом автомобиле Крум уверенно переигрывал главную надежду болгарских болельщиков Димитара Илиева.

Так пилоты и расположились по итогам первого дня - впереди несся Кузай, а за ним по пятам следовали Дончев с Илиевым. Порадовал Лесников, уверенно отбивавший атаки Антони Вармболда и державшийся на четвертом месте. Правда, было ясно, что скоро россиянину придется уступить свою позицию раскатившемуся Янушу Кулигу - поляк наконец-то поймал свой темп и начал понемногу пробиваться наверх.

А в субботу началось настоящее ралли - трасса усложнилась, начались затяжные подъемы. Именно тогда турбомоторы с полным приводом получили решающее преимущество - Дончев начал понемногу сдавать свои позиции: К чести болгарина, сражался он до последнего - в какой-то момент он даже чуть не отбил вторую позицию у Илиева. Но все закончилось на СУ9, на котором Крум попал во впечатляющую аварию. Автомобиль зацепил то ли дерево, то ли камень на обочине, завертелся юлой, взлетел в воздух и приземлился на крышу. Этот инцидент практически похоронил шансы болгар на домашнюю победу - Илиев стартовал следом за Дончевым, и вынужден был снизить скорость, чтобы избежать столкновения с перевернувшимся Peugeot. Итого - минута отставания на допе! На фоне столь драматических событий совершенно затерялся сход Антони Вармболда, окончательно убившего коробку передач:

В дальнейшем, все субботние события свелись к следующему: Кузай спокойно лидировал (как позже Лешек признал, ему сильно помог сход Дончева, которого поляк считал очень серьезным соперником), Илиев понемногу догонял Кулига, а Лесников вел собственную гонку, оторвавшись на три минуты от бельгийца Брюйнееля:

В воскресенье начался дождь (вот и сбылось еще одно предсказание Кулига, что многое будет зависеть от погоды!) - и началась чехарда! Неожиданно взорвался Димитар Илиев - уже на первом воскресном спецучастке 'Святой Константин' (31,96 км) он привез Кузаю 48 секунд! Кулиг вообще проиграл почти полторы минуты и отдал второе место реактивному болгарину:Еще один такой рывок Илиева, и Кузаю придется распроститься с лидерством!

В этот кульминационный момент поляки решили, что жизнь на 'Ралли Болгарии' стала слишком спокойной, и немедленно организовали еще один скандал. На этот раз Кулиг с Кузаем поставили под сомнение фантастический результат Илиева на СУ19 'Святой Константин'. Более того, они обвинили болгарина ни много, ни мало, как в подкупе судей! По некоторым слухам, дело вообще чуть не дошло до драки!
 
  
 

Трудно сказать, чем закончилась бы все эта неразбериха, если бы на следующем допе разнервничавшийся Илиев не отправил свою Toyota Corolla WRC в эффектный полет мимо поворота. На этом все закончилось - гонка закономерно подошла к своему завершению, Кузай с Кулигом обеспечили польский дубль. Очень порадовал Лесников, который на фоне всех этих разборок и треволнений невозмутимо финишировал третьим. Таким образом, 'Итера' уже второй раз подряд финиширует в Болгарии на подиуме - в прошлом году Потапов на 'Ралли Албена' стал вторым!

А после торжественной церемонии награждения и закрытия ралли организаторов ожидал еще один неприятный сюрприз: Официальный представитель FIA выразил недовольство уровнем организации соревнований и намерен поднять вопрос о снижении коэффициента болгарского ралли или вообще об его исключении из календаря чемпионата Европы!

Павел СКОБЛЕНКО

24-26.05.2002. Rally Bulgaria (BG) [20]
Боровец. Покрытие - асфальт. 24 СУ (303,43 км).
Общая дистанция ралли - 848,35 км.
1. Кузай/Момбертс (PL/B, Toyota Corolla WRC, A8) 2:56.57,0
2. Кулиг/Баран (PL/PL, Ford Focua WRC 99, A8) + 57,1
3. Лесников/Русов (RUS/RUS, Subaru Impreza WRC 2001, A8) + 5.32,4
4. Брюйнеель/Кеземекер (B/B, Toyota Celica GT-Four, A8) + 10.44,7
5. Златков Н./Никольчева (BG/BG, Subaru Impreza WRC, A8) + 10.59,2
6. Златков Т./Томова (BG/BG, Ford Escort RS Cosworth, A8) + 13.48,5

 
Rambler's Top100 Counted by L-STAT Kataloog Net-ee.com
 


Газовые генераторы с доставкой | цепные пилы от ведущих производителей | Надежная охрана объектов