Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Четыре дня без победителя
 
29.01.2002 23:30 мск

Первая гонка сезона редко позволяет спрогнозировать, как будут развиваться события по ходу чемпионата. Особенно если это такие исключительные соревнования, как "Ралли Монте-Карло" - другого такого этапа в мировом календаре просто нет: Однако, некоторые выводы можно сделать уже сейчас.
 
  
 


Первый вопрос, которым задаются команды, приезжая в Монте-Карло - какой будет погода в течение гонки? На юге Франции в январе можно встретиться с любыми капризами небесной канцелярии - от двадцатиградусной теплыни до настоящего бурана. Во всяком случае, в последние годы погода во время "Ралли Монте-Карло" ни разу не повторилась, преподнося каждый раз что-то новенькое.

На этот раз участникам предстояло выступить на двух совершенно на разных покрытиях. В предгорьях и на открытых склонах был совершенно сухой асфальт, а вот в ущельях и на лесных участках гудронное покрытие полностью скрылось под плотным слоем снега. Если учесть, что длина большинства спецучастков превышала 20 км (а знаменитый "Систерон" - вообще 37 км), многое решал выбор покрышек.
 
  
 


С 1998 года здесь постоянно доминировали команды, партнеры "Мишлена" - извечного соперника "Пирелли". Последняя победа итальянских шинников в Монте-Карло состоялась в 1997 году - ее добыл Пьеро Лиатти из "Субару". С тех пор прочно утвердилось мнение, что "Пирелли" не в состоянии конкурировать с "Мишленом" на зимних трассах. И даже прошлогоднее длительное лидерство Колина МакРэй на Ford Focus RS WRC01, обутом в Pirelli, не поколебало этого стереотипа:

Исходя из всех вышеперечисленных предпосылок, безусловным фаворитом считался Жиль Паницци, "асфальтовый джокер" из "Пежо". Была также надежда, что "ситроеновцы" Филипп Бугалски и Себастьен Лоэб не преминут ввязаться в бой - результаты команды не шли в зачет Кубка производителей, и "Двойному шеврону" терять было нечего. Шансы трехкратного победителя "Ралли Монте-Карло" Томми Мякинена оценивались немного ниже - трудно было предсказать, как выступит финн на новых для него автомобиле и покрышках:

Стартовый лист выглядел весьма непривычно - в нем были представлены экипажи на автомобилях только двух классов: элитного А8 (с двухлитровыми турбодвигателями и полным приводом) и молодежного А6 (Junior - с приводом на одну ось и рабочим объемом двигателя 1600 куб.см). Объяснялся этот казус просто - согласно требованиям FIA, на старт "Ралли Монте-Карло" могут быть допущены не более 60 участников. Остается заняться подсчетом - 18 заводских экипажей, почти три десятка "Джуниоров": Добавьте к этому еще полдюжины полузаводских автомобилей - и станет ясно, что остальным категориям путь закрыт.

Согласно новым правилам, каждой заводской команде разрешено выставить по три зачетные машины, и два лучших результата идут в командный зачет. И многие незамедлительно воспользовались такой возможностью. Удивительно, что "Субару" заявила только два экипажа - прежде в каждой гонке участвовало не меньше трех сине-золотых автомобилей: Одно из двух: или финансовое состояние команды вынудило ее сократить свой состав, или принято решение не распылять свои силы и работать только на двух пилотов. Если учесть, что недавно титульным спонсором "Субару" стал табачный концерн ВАТ (марка 555), то более вероятен второй вариант. По всей видимости, шеф "Продрайва" Дэвид Ричардс решил создать Мякинену примерно такие же условия, какие были у того в "Мицубиси" - статус лидера и надежный второй номер. Напоминает "Мицубиси" 1998 года, когда в ней выступали Мякинен и Бернс - именно тогда "Три бриллианта" завоевали свою первую и последнюю победу в Кубке производителей:

 
  
 
Сюрпризы начались в пятницу утром, еще до начала ралли. Сразу два "Ситроена" (Радстрёма и Бугалски) не добрались даже до старта первого спецучастка - на обоих автомобилях дружно вышли из строя двигатели. Себастьену Лоэбу предстояло в гордом одиночестве биться за честь своей команды - и не следовало упускать из виду, что накануне на тренировках у него тоже вышел из строя двигатель...

Не повезло и "Пежо" - Жиль Паницци застрял в сервисной зоне (отказала гидравлика) и механикам не удалось уложиться в отведенное время. В итоге, больше двух минут штрафа и никаких надежд на успех в гонке.
Результаты первого допа немного удивили - его победителем стал Сайнс, а Мякинен отстал только на 0,9 секунды. Но еще больше поразили достижения обоих пилотов "Хьюндаи" (Шварц - пятый, Лойкс - восьмой) и новобранца "Шкоды" Романа Кресты - чех показал шестое время.

Уже в который раз недисциплинированное поведение зрителей отравляет жизнь организаторам "Ралли Монте-Карло"! Пришлось отменить СУ2 - знаменитый "Систерон", являющийся своего рода визитной карточкой гонки. Теперь придется ожидать очередных санкций со стороны Международной Федерации, причем могут в очередной раз поднять вопрос об исключении Монте-Карло из календаря мирового первенства. Остается только надеяться, что столь крутые меры не будут приняты - без "Ралли Монте-Карло" чемпионат мира потеряет немалую долю своей привлекательности:

Дальнейшие события пятницы напоминали настоящий калейдоскоп.
СУ3 "Селонне-Турьер 2". У Карлоса Сайнса выходит из строя гидроусилитель руля, и испанцу приходится мучиться с непослушным управлением на протяжении двух спецучастков. Доп выигрывает второй номер "Субару" Петтер Сольберг, а Томми Мякинен становится лидером в общем зачете.
Но все затмила тяжелая авария Лойкса - бельгиец не вписался в поворот и на полной скорости напоролся на каменный барьер. Автомобиль выглядел ужасно - полностью снесенный передок и оторванная водительская дверь: И перелом одной из костей стопы у Фредди - просто подарок судьбы. Все могло закончиться гораздо хуже!
 
  
 


СУ4 "Систерон 2". Организаторам удалось призвать к порядку своевольных болельщиков, и они не доставили участникам каких-либо проблем - никто не стремился во что бы ни стало очутиться под колесами своего кумира.
Наконец-то напомнил о себе "Ситроен" - Лоэб показал совершенно фантастический результат, который позволил ему мгновенно переместиться с четвертого на первое место. До сих пор молодой француз держался немного в тени, но стоило ему попасть на асфальт и убедиться в надежности двигателя - результат пришел мгновенно!

СУ5 "Пуже-Тудон 1". Ночная трасса, на которой может произойти все, что угодно. Звездный час Лоэба - не каждый может похвалиться тем, что "привез" своему ближайшему сопернику полминуты, а уж если это сам Томми Мякинен: Ясно, что на асфальте с Лоэбом придется считаться всем. Если второе место на прошлогоднем "Ралли Санремо" можно было посчитать удачей новичка, то лидерство в Монте-Карло убедительно опровергает подобные домыслы.
Поздно вечером в пятницу, когда участники уже отправились на отдых, оставалось только изучать протоколы и сокрушенно подсчитывать количество "выживших" - из 55 стартовавших экипажей до субботы дотянули только 35:
 
  
 


В субботу было только два поединка. Первый - между Лоэбом и Мякиненом за победу в гонке. Второй - битва прочих соперников за четыре оставшихся места в зачетной шестерке.
"Субару" была просто великолепна, собрав урожай из четырех выигранных допов. Трижды отметился Мякинен, но и Сольберг не выглядел мальчиком для битья - одна победа на спецучастке. К сожалению, почти сразу норвежец допустил ошибку и самым впечатляющим образом срезал поворот - от переднего спойлера почти ничего не осталось... Этот ляпсус стоил Петтеру почти двух минут потерянного времени и отбросил на восьмую позицию.

"Ситроен" особенно не форсировал ситуацию - Себастьен приноровился к темпу Томми. Стоило последнему сократить отставание до 18 секунд, как последовала стремительная атака Лоэба и восстановился прежний полуминутный отрыв. Так для них и закончилась суббота:
На пользу "ситроеновцам" пошла и новая процедура старта, которую недавно утвердила FIA. В первый день участники стартуют согласно своему положению в общем зачете (в Монте-Карло - по итогам прошлого сезона). Позже производится регруппинг согласно результатам, и первые пятнадцать экипажей стартую в обратном порядке - то есть лидер идет последним и его "ведут" по времени соперников:

Остальные мужественно боролись с трассой, своими автомобилями и обстоятельствами. Первоклассным разрушителем выступил Роман Креста - чеха вынесло на внешний радиус поворота. В итоге, его Skoda Octavia WRC вчистую снесла несколько метров каменного ограждения. До сих невозможно понять, как автомобиль удержался на краешке обрыва - еще немного, и последовал бы весьма неприятный полет с многометровой высоты:

Нашлись и свои "тайные" герои - вышеупомянутый Сольберг и Жиль Паницци. Волей обстоятельств отброшенные за пределы зачетной шестерки, они приложили максимум усилий, чтобы зацепиться за очки.
 
  
 


Поздним вечером разгорелся скандал - лидер гонки Лоэб нарушил правила и ему грозит двухминутный штраф! Перед постановкой автомобиля в закрытый парк участники должны побывать на 10-минутном сервисе, во время которого механики выполняют часть наиболее срочных работ. Именно тогда и была произведена замена колес на Citroёn Xsara T4 WRC Лоэба. Согласно правилам, замена колес разрешена только на 25- или 40-минутных сервисах - и нарушение этого положения регламента влечет за собой двухминутную пенализацию.

Даже соперники выразили недовольство таким решением стюардов. Особый упор делался на тот факт, что представители "Ситроена" подняли этот вопрос еще на брифинге команд перед гонкой. И, судя по всему, тогда не последовало запрета - иначе "Двойной шеврон" не стал бы так рисковать:
Как обычно бывает в таких ситуациях, "Ситроен" немедленно опротестовал наказание Лоэба. После совещания организаторам пришлось принять соломоново решение - штраф остается в силе, но пока не будет учитываться при подведении итогов ралли. Все должно решиться на внеочередном заседании комиссии FIA - именно на нем будут утверждены окончательные результаты "Ралли Монте-Карло".
 
  
 


В воскресенье лидеры откровенно предпочитали не рисковать. В бой пошли неудачники двух первых дней. Буквально разбушевался Петтер Сольберг, выигравший три спецучастка из четырех - норвежцу просто не хватило дистанции, чтобы поспорить с Грёнхольмом и Колином МакРэем за четвертое место: От всей души порезвился и Жиль Паницци - представитель "Львиной семьи" с боем пробился на седьмую позицию и принес зачетное очко своей команде. Насколько хорош был Жиль, можно судить по одному факту: первый номер "Пежо" Ричард Бернс проиграл Паницци почти минуту - и это при том, что у француза было больше двух минут штрафа:

Очень ровно выступил "Форд" - Сайнс с МакРэем благополучно финишировали третьим и четвертым, и принесли своей команде 10 очков. "Синий овал" провел совершенно безупречную с тактической точки зрения гонку - команда просто постаралась взять максимум возможного в данной ситуации.
 
  
 
Очевидно, что "фокусам" на асфальте сложно соперничать с "Пежо" и "Ситроеном", и все решится на гравийных ралли, которых в календаре большинство. А пока следует цепляться за каждое очко на асфальте.

Выступление "Мицубиси" произвело совершенно удручающее впечатление - Делькур с большим трудом попал в десятку лучших, а Алистер МакРэй пару раз "приложился" к скалам и доковылял до финиша на 14 месте. Честно говоря, Mitsubishi Lancer Evo WRC пока не производит впечатление автомобиля, способного побеждать - работы конструкторам предстоит непочатый край:

В "Шкоде" особенного прогресса пока не заметно - команда по-прежнему находится позади большинства своих соперников. Пару раз вспыхнул Роман Креста, но позже выбыл из гонки. Кеннет Эрикссон никогда не добивался особенных успехов в Монте-Карло, и большую часть времени посвящал экспериментам с настройками автомобиля. Да и смена штурмана тоже не проходит безболезненно - в правом кресле Стаффана Пармандера, с которым Кеннет выступал почти двадцать лет, заменила Кристина Тёрнер,
 
  
 
более всего известная по выступлениям в ралли-рейдах с Юттой Кляйншмидт. Наиболее стабильным можно назвать выступление Тони Гардемейстера - молодой финн уверенно держался в десятке и закономерно финишировал десятым. Судя по всему, пока это и есть предел возможностей нынешней "Шкоды":
"Ралли Монте-Карло" всегда славилось большим количеством сходов по ходу соревнований, однако минувшая гонка оказалась воистину убойной - до финиша добрались только 26 экипажей из 55, меньше половины:

В классе Junior с большим преимуществом победил бельгиец Франсуа Дюваль на Ford Puma. По всей видимости, "Форд" намерен со временем сделать Дюваля своим заводским пилотом, а пока обкатывает его в юниорских покатушках. Более того, в нынешнем чемпионате бельгиец четыре раза стартует за рулем Ford Focus RS WRC:
Не обошлось и без экзотики - третьим в классе Junior финишировал Роджер Фегали из Ливана.
 
  
 


По-настоящему победитель ралли определился только через четыре дня после финиша. Хотя на трассе Себастьен Лоэб доказал свое преимущество, но над ним постоянно висела угроза отложенного штрафа. Только в четверг, 24 января, "Ситроен" отозвал свою апелляцию и согласился с двухминутной пенализацией. Руководителей "Двойного шеврона" можно было понять - Международная Федерация крайне неохотно отменяет свои решения, а вот ужесточить санкции вполне может. Разумеется, две минуты штрафного времени и второе место все-таки гораздо лучше, чем дисквалификация:
В результате, победителем был провозглашен Томми Мякинен, который выиграл "Ралли Монте-Карло" четвертый год подряд (рекордное достижение). Попутно был установлен еще один рекорд - на счету у Мякинена 24 победы, что сделало его единоличным лидером по количеству выигранных гонок за всю историю чемпионатов мира по авторалли.

ФИНАЛЬНЫЙ ИТОГ
1. Мякинен/Линдстрём (FIN/FIN, Subaru Impreza WRC2001) 3:59.30,7
2. Лоэб/Элена (F/MC, Citroёn Xsara WRC) + 1.14,1
3. Сайнс/Мойя (E/E, Ford Focus RS WRC02) + 1.15,7
4. МакРэй К./Грист (GB/GB, Ford Focus RS WRC02) + 1.58,0
5. Грёнхольм/Раутиайнен (FIN/FIN, Peugeot 206 WRC) + 2.07,4
6. Сольберг/Миллс (N/GB, Subaru Impreza WRC2001) + 2.29,6

JUNIOR
1. Дюваль/Фортэн (B/B, Ford Puma) 4:25.06,2
2. Кальдани/Фарноччиа (I/I, Peugeot 206 XS) + 4.14,9
3. Фегали/Арена (LB/I, Ford Puma) + 7.10,6
4. Карлссон/Андерссон (S/S, Ford Puma) + 7.24,1
5. Доппельрайтер/Леттнер (A/A, Peugeot 206 XS) + 9.47,8
6. Шелле/Вайсс (D/D, Suzuki Ignis) + 9.50,4


© 2002 Текст и оформление - Павел СКОБЛЕНКО
Фотографии: фирм-производителей
 
Rambler's Top100 Counted by L-STAT Kataloog Net-ee.com
 


Газовые генераторы с доставкой | цепные пилы от ведущих производителей | Надежная охрана объектов