Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Кто остановит "Пежо"?
 
Ралли "Тур де Кор" превратилось в настоящий парад "Пежо" - все три заводских экипажа "Французского льва" полностью оккупировали весь подиум. Разгром довершила еще одна французская команда - "Ситроен", собрат "Пежо" по альянсу PSA. Ее пилот, Филипп Бугалски, на частном Citroёn Xsara T4 WRC финишировал четвертым:

 
  
 

По-моему, стартовать первым на асфальтовых ралли - незавидная участь для лидера чемпионата. Разумеется, дело не в том, что открывающий соревнования экипаж вынужден чистить трассу для своих соперников, как это бывает на гравийных ралли в Швеции, Новой Зеландии и Австралии: Просто первый номер гонки вынужден ехать буквально на ощупь, полагаясь только на составленную накануне скоростную стенограмму. А вот его соперники уже ориентируются в поворотах по тормозным следам лидера, и могут себе позволить чуть больше риска.
 
  
 


А на Корсике рисковать приходится постоянно - и одним из самых сложных приемов является "срезка" поворотов. Дороги острова весьма узкие и практически не имеют обочин в привычном понятии - там, где заканчивается асфальт, сразу начинаются откосы, рвы, кюветы и каменные стены. И порой поражаешься, как автомобиль не разваливается на таких срезках. Ведь машина на полной скорости чиркает днищем по асфальту, колеса с одной стороны провисают до упора, пытаясь найти какую-то опору, а с другой - наполовину исчезают в колесных нишах. Поэтому на "Тур де Кор" самой популярной причиной схода экипажа является вылет с трассы или повреждение подвески: Кроме того, в таких местах земля из под колес вылетает на асфальт, что добавляет головной боли всем последующим экипажам!

После прошлогодней аварии Томми Мякинена были приняты дополнительные меры безопасности - во многих поворотах появились яркие красно-белые пластиковые барьеры. В большинстве случаев они вряд ли сумеют остановить вылетевший с трассы автомобиль, разве что если скорость будет относительно невысокой. На самом деле, барьеры выполняют другую функцию - предупреждают экипаж о том, что поворот проходит по краю обрыва, и позволяют пилоту четко видеть расстояние до виража. Если внимательно просмотреть видеозапись аварии Томми, то можно увидеть - финн, не видя края дороги, непроизвольно прижался поближе к скале, которую и зацепил на высокой скорости. Что произошло дальше, нет необходимости описывать:
 
  
 


Однако вернемся к спортивным событиям на Корсике. Синоптики постоянно пугали участников надвигающимися дождями, но непогода немного запоздала, и в пятницу утром экипажи стартовали при ясном солнце. Вряд ли бы кто-то позавидовал Маркусу Грёнхольму - мало того, что финн, по всеобщему убеждению, терпеть не может асфальтовых ралли, так ему еще и предстояло стартовать первым. Поэтому обещание Маркуса непременно финишировать на подиуме было поначалу воспринято как попытка успокоить самого себя: Но уже после двух первых спецучастков стало ясно, что финн занимает второе место и совсем немного уступает своему напарнику по команде Жилю Паницци - результат просто изумительный! Нет сомнения, Peugeot 206 WRC очень хорош на асфальтовых трассах, но все-таки следует отдать должное Грёнхольму - пилот еще несколько лет назад практически никогда не выступал на таком покрытии. Сейчас же с ним вынуждены считаться даже признанные мастера асфальта:
 
  
 


Разумеется, на своем любимом покрытии Жиль Паницци был просто великолепен - француз со старта выиграл четыре спецучастка подряд. А за его спиной развернулось увлекательное сражение, в котором участвовали те пилоты, которых накануне никто не рискнул бы причислить к фаворитам - Маркус Грёнхольм и Петтер Сольберг. Как раз скандинавы и делили между собой второе-третье места, и никому из них не удавалось получить солидного преимущества над соперником - все решали доли секунды:
 
  
 


Между прочим, на Корсике в очередной раз всплыл весьма интересный факт, игнорировать который сейчас было бы довольно-таки глупо. Уже на третьем этапе подряд Сольберг постоянно превосходит на трассе Томми Мякинена. Вот только норвежцу пока не удается достичь такой стабильности выступлений, как у финна - после блестяще проведенного допа Петтер непременно допустит ошибку или "поймает" какую-нибудь техническую проблему. До СУ4 второй номер "Субару" очень уверенно шел третьим в абсолютном зачете, оторвавшись от Мякинена на 16 секунд. Но очередная ошибка на "Куттоли", разбитый передок автомобиля, оторванный спойлер - норвежец уже только шестой: Эта авария достойна отдельного описания: то ли Миллс пропустил строчку в стенограмме, то ли Сольберг не совсем понял своего штурмана - но Subaru Impreza WRC2001 на входе в поворот "нырнула" гораздо круче положенного и повстречалась со скалой. Стоило увидеть, какими выразительными взглядами обменялись Петтер с Филипом - в их глазах можно было прочитать одну и ту же мысль: "Потом разберемся!":
 
  
 


Похоже, сейчас Subaru Impreza WRC заслуженно носит титул самого неубиваемого автомобиля! Во всяком случае, и в Монако, и на Корсике Сольберг несколько раз основательно приложился к скалам и камням, но по-прежнему продолжал борьбу. А эти его безумные срезки, во время одной из которых он умудрился согнуть все рычаги подвески левого заднего колеса! Просто удивительно, как после всех таких самоубийственных атак норвежец еще умудрялся оставаться в лидирующей шестерке!


Что же касается Томми Мякинена, то четырехкратный чемпион мира на Корсике явно чувствовал себя не в своей тарелке. Уж слишком много неприятных воспоминаний связано у финна с островным ралли: Это и знаменитое столкновение с коровой пять лет назад, после которого автомобиль Томми рухнул в пропасть. Это и прошлогодняя авария, едва не сделавшая инвалидом штурмана Ристо Маннисенмяки. И было хорошо видно, как нервничал Мякинен на старте спецучастка "Окана", едва не ставшего для него роковым полгода назад. Какой контраст составляли невозмутимый Кай Линдстрём и взвинченный (зрелище почти невероятное!) Томми Мякинен! Сразу же после старта пилот совершенно бессознательным движением рванул рукоять ручного тормоза, хотя в этом не было никакой необходимости:

К вечеру наконец-то пошел обещанный всеми погодными службами дождь, который едва не смыл с трассы Жиля Паницци - француз откровенно "поплыл" на мокрой трассе и растерял почти все свое преимущество над Грёнхольмом: их разделили только три секунды: Но даже эта небольшая неприятность не помешала экипажам "Пежо" уютно занять все три первых места. И, судя по пятничным результатам, конкуренцию "Львам" смогли бы составить только пилоты "Субару". Мякинену предстояла охота за Бернсом, а Сольберг готовился сотворить очередное чудо пилотирование, которое бы позволило ему улучшить свое положение в гонке:

К сожалению, остальных команд в пятницу было почти не видно - на спецучастках в шестерке периодически мелькали Карлос Сайнс, Колин МакРэй, Филипп Бугалски. Но ни "Форду", ни частной "Пьедрафита-Ситроен", ни другим командам не удалось что-либо противопоставить могучему "Пежо":

Однако самым интересным занятием для зрителей в пятницу стало наблюдение за манерой пилотирования гонщиков, благо, поворотов на Корсике было хоть залейся. И наиболее внимательные поклонники ралли узнали бы массу интересных фактов. Во-первых, компактные Peugeot 206 WRC и Ford Focus RS WRC - просто идеальные автомобили для таких заковыристых трасс. Их малая длина, короткие свесы способствовали тому, что машины практически не виляли хвостом при заносах - стоило пилоту повернуть руль в сторону заноса, прибавить газу, и автомобили мгновенно цеплялись за трассу! А вот длинные Subaru Impreza WRC2001, Mitsubishi Lancer Evo WRC и Skoda Octavia WRC все-таки частенько "перекручивались" в крутых поворотах:
 
  
 
 
  
 

Во-вторых, насколько по разному проходили один и тот же вираж пилоты! Жиль Паницци, например, совершенно виртуозно успевает затормозить в последний момент и забросить свой Peugeot 206 WRC в глубокий занос, и почти сразу же дает полный газ. Еще два года назад Франсуа Делькур признался: "Когда я видел перед поворотами следы торможения Жиля, то понимал - так затормозить я не сумею!" Совершенно иначе ведут себя Бернс и Грёнхольм - они заранее чуть снижают скорость, и четко пишут траекторию вдоль бровки, чтобы не выскочить колесом на обочину. Сразу же видны их гравийные навыки - они не "переламывают" резко траекторию, а постоянно идут на довольно высокой скорости по дуге.

Пилоты "Мицубиси" и "Шкоды" откровенно мучались со своими крупногабаритными автомобилями, которые постоянно стремились забросить в сторону свой длинный "хвост": А вот стиль Мякинена и Сольберга описать очень трудно - они постоянно идут в повороте боком, и при первой же возможности подрезают поворот так, как будто его вообще нет!

В субботу дождь шел весь день: И главная мысль всех пилотов была: "Угадать с выбором покрышек!" С раннего утра в командах постоянно изучали сводки погоды и пытались заранее запастись подходящими комплектами шин. Самое неприятное заключалось в том, что сила дождя постоянно менялась - то он лил вовсю, то едва моросил. И весь выбор заключался в том, какой тип покрышек следовало обуть - дождевой или промежуточный?

На первом субботнем допе (самом длинном на ралли - 36,73 км) удача сопутствовала "Субару" - на "промежуточных" шинах Сольберг и Мякинен буквально разорвали всех своих соперников на трассе, показав первое и второе время. В итоге, финн столкнул с третьего места Бернса, на хвосте у которого незамедлительно повис норвежец. Преимущество "Пежо" оказалось под угрозой - Мякинену все-таки удалось расколоть монолитную прежде тройку "Львов":
 
  
 



Но на трех следующих спецучастках усилившийся дождь смыл все амбиции "Субару" - обувшие "дождевую" резину пилоты "Пежо" и "Форда", а также Бугалски немедленно воспрянули духом, и ринулись отыгрывать все потерянное утром. Сначала Бернс сломил отчаянное сопротивление Мякинена и вернул свою ставшую привычной третью позицию. Чуть позже Сольберг "уплыл" в одном из поворотов - разворот стоил Петтеру полуминуты потерянного времени и рокировки с Карлосом Сайнсом. А сзади на норвежца уже накатывали Колин МакРэй и Бугалски:


На СУ10 "Карбучча" окончательно увяла интрига в борьбе за третье место - гонку покинул Томми Мякинен. Как позже признался обескураженный финн, в тени деревьев он не заметил лужи, в которую и влетел на максимальной скорости: И тут напомнили о себе те самые "промежуточные" покрышки, которые так здорово показали себя утром - началось аквапланирование, автомобиль "всплыл" над лужей и помчался на обочину к груде камней. Ни одна мера Мякинена, включая торможение ручником, не помогла избежать аварии - машину неотвратимо вынесло на валуны. Так Томми в очередной раз убедился, что на Корсике удача ему сопутствовать не будет!
 
  
 


Вообще-то, десятый спецучасток оказался для "Субару" противоречивым - хотя Мякинен сошел, однако Сольберг выиграл доп и стремительно выпрыгнул на четвертое место. Но, увы, его шансы финишировать на подиуме по-прежнему оставались невысокими - от шедшего третьим Бернса отделяла почти минута. Между прочим, пилотам приходилось опасаться еще одной традиционной для Корсики неприятности - встречи на трассе с домашними животными. В последнее время, к счастью, инцидентов с участием коров и свиней не было, но все равно неприятно на полном ходу ввинчиваться в поворот и гадать, не вышла ли на трассу какая-нибудь буренка или свинья:
 
  
 


События на трех последних субботних спецучастках можно охарактеризовать одним словом - "Кино!". Как известно, после регруппинга первые 15 экипажей стартуют в обратном порядке. Так сложилось, что "открывающими" оказались пилоты "Хьюндаи" Армин Шварц и Фредди Лойкс: И на всех трех допах немец с бельгийцем мчались под легким дождиком, а по их следам катила гроза, в которую угодили остальные лидеры. И так сложилось, что "корейцы" стабильно финишировали в десятке, а то и в шестерке, благодаря чему заметно поправили свое положение в гонке. А вот Сольбергу в очередной раз не посчастливилось - норвежец получил прокол, после чего километров 15 ему пришлось тянуться к финишу на спущенном колесе: Более того, последние пять километров Петтер преодолел на голом диске, поскольку колесо окончательно разбортировалось. Удивительно, что с такими проблемами пилот "Субару" еще удержался в десятке лучших, занимая седьмое место по итогам субботы.
 
  
 


Последний день решал все - участников ждали четыре спецучастка общей длиной более сотни километров. Никому в голову не приходило расслабиться - на таких допах можно отыграть или потерять очень много! Пилоты "Пежо" уповали на надежность своей техники, и решили однозначно не рисковать - их отрыв от преследователей позволял такую вольность. А вот за три оставшихся места в шестерке предстояла серьезная борьба - наконец-то "Форд" раскатился, и был серьезно настроен приьрать к своим рукам четвертую и пятую позиции. Впрочем, после субботы МакРэй и Сайнс оказались в своеобразной "вилке": впереди находился Бугалски, который не собирался отдавать кому-либо свое четвертое место, а сзади маячил агрессивный Сольберг, готовый к очередным подвигам.

Погода оказалась великолепной - ярко светило солнце, которое самым замечательным образом высушило трассу. И бой начался! Бугалски неожиданно "слил" победителю допа МакРэю больше двадцати секунд и потерял свое место. Зато Сольберг и Сайнс свои результаты на СУ13 подравняли с точностью до десятой доли секунды. Но эта своеобразная "ничья" оказалась в пользу испанца, обладавшего необходимой форой. На СУ14 Бугалски "закусил удила" и мгновенно отыграл у МакРэя больше десяти секунд, и сократил свое отставание в общем зачете до пяти с небольшим секунд:

Теперь нет смысла гадать, как бы закончилась эта дуэль Колина и Филиппа - ясно только, что фаворита в этом поединке не было. Но все перечеркнула тяжелая авария МакРэя на СУ15 "Пентинсье Коти 2", которая почти один в один повторила аварию Мякинена в субботу. Ford Focus RS WRC02 шотландца в правом скоростном повороте неожиданно начал сползать влево и, в конце концов, рухнул под откос. Полет мог оказаться весьма затяжным, но вовремя подвернулось дерево, на котором автомобиль и повис. Только удар оказался слишком "метким" - точно в центральную стойку, отчего сломались две трубы каркаса безопасности, и кузов просто "повело". Все это произошло на сухой трассе, то есть возводить напраслину на какую-нибудь лужу или грязь не стоит.

Ники Грист отделался только общим сотрясением, а вот пилоту повезло гораздо меньше - Колин сломал большой палец и порвал связки на левой руке. И хотя шотландец непременно стартует на следующей гонке (22-24 марта, "Ралли Каталунья"), но вряд ли сумеет добиться высоких результатов - кроме трассы и соперников, ему придется бороться с собственной травмой:
 
  
 


После этой аварии гонка практически закончилась - предпоследний доп остановили, и всем пилотам, которые не успели стартовать, записали время худшего экипажа. Исключение составил только Жиль Паницци - в силу форс-мажорных обстоятельств стюарды записали лидеру результат победителя спецучастка, Маркуса Грёнхольма. После этого остались только два локальных поединка - Сольберг отстаивал свою пятую позицию от посягательств Сайнса, а Маркко Мартин и Армин Шварц оспаривали последнее очко в зачет Кубка производителей. И что из этого вышло?

Норвежец все-таки решился рискнуть, и атаковал сломя голову, за что наградой ему стали два очка - Карлос Сайнс так и не сумел догнать пилота "Субару". А вот Шварцу жутко не повезло! Уже на старте последнего спецучастка у немца на Hyundai Accent WRC3 вышел из строя гидроусилитель руля - и Армину пришлось запредельными усилиями тащить свой автомобиль до финиша. Несмотря на то, что он практически без боя уступил очко Мартину, Шварца следует признать главным героем последнего дня "Ралли Франции" - попробуйте проехать 30 км в горах с "дубовым" рулем!
 
  
 


Филипп Бугалски добился великолепного результата, принеся частной испанской команде "Пьедрафита" четвертое место в абсолютном зачете ралли! А самая интересная новость последовала уже через несколько дней после финиша "Тур де Кор"! Спортивный директор "Ситроена" Ги Фрекелен признался, что на Корсике французский пилот выступил на самой последней версии Citroёn Xsara T4 WRC! Именно на таких автомобилях предстоит стартовать в Каталонии пилотам заводской команды "Ситроена" - Филиппу Бугалски, Томасу Радстрёму и Себастьену Лоэбу: Теперь становится понятным не слишком удачное выступление Бугалски в первый день на Корсике - француз берег технику, чтобы дать возможность новой машине пройти всю дистанцию ралли. И, между прочим, выступление оказалось весьма удачны - три очка и победа на спецучастке!
 
  
 


Когда-то, лет пятнадцать-двадцать назад, на раллийных трассах царила легендарная "Эскадрилья летучих финнов" - Маркку Ален, Ханну Миккола, Ари Ватанен, Тимо Салонен, Юха Канккунен: Сейчас, похоже, начинается время "Летучих "Пежо" - команда сильна как никогда. Во-первых, потрясающий по силе состав, который позволяет выставлять практически на каждую гонку по три равноценных экипажа. Результат налицо - на двух последних этапах "Французский лев" забрал себе пять мест на подиуме. Второй козырь "Пежо" - высочайшая надежность техники: во всех гонках команда добиралась до финиша в полном составе!
 
  
 


В категории Production не было равных перуанскому гонщику Рамону Ферейросу на Mitsubishi Lancer Evo VII - его преимущество над болгарской звездой Димитаром Илиевым превысило три минуты. Когда просматриваешь результаты в группе N, постоянно приходишь к выводу, что чемпионат в этой категории следует называть Чемпионатом "Мицубиси" - с автомобилями этой марки соперничать невозможно. Единственным, кому удалось навязать борьбу пилотам на Mitsubishi Lancer Evo, оказался оманец Аль Вахаби на Subaru Impreza WRX. Араб долго держался вторым, пока не допустил ошибку и не налетел на полной скорости на столб. Мало того, что автомобиль оказался разбитым "под списание", так еще и получил травму штурман Майкл Орр - перелом руки:

Стоит еще обратить внимание, что в группе N на первые роли уже вышли последнее поколение "Уланов" - Mitsubishi Lancer Evo VII, которые на голову выше своих предшественников Evo VI и Evo VI ТМЕ. И невольно возникает удивление - почему же "Мицубиси" пока еще не удалось подготовить на этой же платформе удачный автомобиль категории WRC? Ведь, честно говоря, результаты заводской команды "Трех бриллиантов" пока что не слишком радуют. Может, все-таки не стоило отпускать Мякинена?

ФИНАЛЬНЫЙ ИТОГ
1. Паницци Ж./Паницци Э. (F/F, Peugeot 206 WRC) 3:54.40,3
2. Грёнхольм/Раутиайнен (SF/SF, Peugeot 206 WRC) + 40,5
3. Бернс/Рейд (GB/GB, Peugeot 206 WRC) + 52,4
4. Бугалски/Шиарони (F/F, Citroёn Xsara T4 WRC) + 2.02,2
5. Сольберг/Миллс (N/GB, Subaru Impreza WRC2001) + 2.28,2
6. Сайнс/Мойя (E/E, Ford Focus RS WRC02) + 2.32,8

PRODUCTION
1. Феррейрос/Валлехо (РЕ/Е, Mitsubishi Lancer Evo VII) 4:17.24,9
2. Илиев/Сивов (BG/BG, Mitsubishi Lancer Evo VII) + 3.11,9
3. Роуи/Вуд (GB/GB, Mitsubishi Lancer Evo VI) + 7.23,4
4. Треллеш/Дель Буоно (ROU/RA, Mitsubishi Lancer Evo VII) + 9.10,7
5. Харрах/Геберт (А/А, Mitsubishi Lancer Evo VI) + 12.11,3
6. Маррини/Сандрони (I/I, Mitsubishi Lancer Evo VII) + 14.15,6


© 2002 Текст и оформление - Павел СКОБЛЕНКО
В материале использованы фотографии фирм-производителей,
а также DPPI, Sutton, J.-M. Pastor.
 
Rambler's Top100 Counted by L-STAT Kataloog Net-ee.com
 


Газовые генераторы с доставкой | цепные пилы от ведущих производителей | Надежная охрана объектов