Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Львиная охота
 
19.02.2002 01:30 мск

Французский лев в очередной раз доказал всем, что его соперникам нечего делать на шведских трассах - "Пежо" уже третий год подряд добился победы на "Ралли Швеции". На этот раз преимущество "Львиной семьи" оказалось прямо-таки потрясающим - команде не хватило самой малости, чтобы забрать себе все места на подиуме:


Как обычно, сразу после приезда в Швецию все участники немедленно бросились обследовать трассу - какие сюрпризы на этот раз преподнесла им скандинавская зима? Стоит ошибиться в оценке снежно-гравийного покрытия лесных дорог - и экипажу предстоят три дня мучений с машиной, обутой в неподходящую резину. Если, конечно, пилоту удастся продержаться в гонке столько времени: Достаточно вспомнить, что творилось в Швеции в последние два года. В 2000 году почти весь снег сошел, и соревнования прошли на уникальном покрытии - смеси гравия и толченого льда. Привычные снежные бруствера на обочинах тогда превратились в настоящие ледяные отбойники, и не один пилот тогда оставил на них части кузова своего автомобиля. А год назад погода впала в другую крайность и завалила окрестности Карлстада снегом - если кому-то удавалось пробить ограждение и влететь в сугроб, он обычно там и оставался:
 
  
 



Обутые в узенькие шипованные покрышки, раллийные автомобили выглядели довольно-таки забавно - этакие тучные бегемоты на тоненьких ножках. Особенно ярко это проявлялось на трамплинах, когда машина зависает в воздухе и колеса буквально вываливаются из колесных ниш: Когда рассматриваешь фотографии с зимних ралли, порой очень трудно удержаться от улыбки и пары иронических замечаний.

Традиционно в четверг накануне открытия ралли проходит своего рода тренировка в боевых условиях - так называемый шейкдаун. Участникам на несколько часов предоставляется небольшой отрезок спецучастка, на котором они могут оценить поведение своей техники и внести последние изменения в настройки автомобиля. Обычно каких-то сюрпризов подобные покатушки не приносят, но сейчас все было иначе - произошло настоящее побоище.
 
  
 
Эстонец Маркко Мартин так "удачно" вломился в сугроб, что полностью разворотил переднюю подвеску. Таким образом, еще до начала соревнований "Форд" потерял один из своих боевых экипажей - механики не успели привести в порядок машину эстонца до начала церемонии открытия соревнований:
Через несколько минут после Мартина пришла очередь Тони Гардемейстера - финн так основательно посадил свою Skoda Octavia WRC на снежную "мель", что машину пришлось откапывать. Честно говоря, в классическом ралли нечасто приходится видеть экипаж с лопатами в руках - такая картина больше ассоциируется с "Дакаром":
 
  
 


Но больше всех удивил Рованпера - после шейкдауна на его Peugeot 206 WRC отсутствовал капот. Удивительно, но сам автомобиль выглядел совершенно целым и невредимым - не похоже было, что он повстречался с каким-то препятствием. Неужели механики небрежно закрепили капот и его просто сорвало встречным потоком воздуха? Трудно представить себе такое:


Удивило и разочаровало отсутствие российских раллистов в Швеции - к сожалению, подмосковное ралли "Мороз-Русская зима" проходило в те же дни, что и скандинавский этап чемпионата мира. Получилась наглядная демонстрация разницы в уровне соревнований и накале борьбы - гораздо интереснее было сидеть дома или на работе в Интернете и жадно ловить результаты из Швеции, чем болтаться в Раменском и по отрывочным сведениям угадывать итоговые результаты "Русской зимы": А в отсутствие российских гонщиков оставалось болеть за наших "друзей" по бывшему соцлагерю - литовца Саулюса Гирдаускаса, поляков Януша Кулига, Томаша Кухара и Павла Дытко, болгарина Димитара Илиева:
 
  
 


В пятницу утром никто бы не позавидовал тем пилотам, которым предстояло открывать соревнования - ночью снег припорошил трассу, и лидеры просто месили снежную кашу: Теперь им предстояло биться до последнего, чтобы не занять перед регруппингом места с 11 по 15 - в субботу и воскресенье пилоты, занимающие первые пятнадцать позиций, стартуют в обратном порядке. Но до уик-энда надо еще продержаться, а в пятницу экипажи отправляются в гонку согласно своему положению в общем зачете чемпионата. И Мякинен как формальный победитель "Ралли Монте-Карло" стал "бульдозером", уйдя на трассу первым. В итоге, на первом же спецучастке четырехкратный чемпион мира показал только 17-й результат - и это оказалось его лучшим достижением на "Ралли Швеции" 2002 года. Все мучения Томми закончились на СУ4 "Фредриксберг 1" - его Impreza несколько раз чиркнула носом по сугробам, снег забил радиатор и воздухозаборники. И мотор вышел из строя из-за перегрева: И это в Швеции, где главная проблема - как не заморозить двигатель!
 
  
 


Тем временем на трассе бушевали "братья" из PSA - "Пежо" с "Ситроеном". Грёнхольм с Рованперой безмятежно обосновались на первых двух строчках протокола, Бернс было выскочил на третье место, но потом просидел минуту в сугробе: Швед Томас Радстрём был просто великолепен - на первом же допе "Лучший гонщик Его Величества" стал вторым. Но потом косяком пошли проблемы - Томас разок улетел с трассы и потерял полминуты. Жирный крест на надеждах пилота "Ситроена" поставил самый длинный доп, СУ3 "Гранбергет 1" (40,51 км) - швед больше семи минут просидел в снежном плену. Однако "ситроеновец" не утихомирился и на следующем спецучастке одержал красивую победу. Этот успех окончательно пресек на корню всю досужую болтовню о том, что Citroёn Xsara WRC хорош только на асфальте. Очевидно, что уже в следующем году, когда "Двойной шеврон" проведет полный сезон, с "красными дьяволами" считаться придется всем.
 
  
 


Феерическая борьба продолжалась до самого вечера пятницы и принесла потрясающий результат - Харри Рованпера отстал от лидера гонки и напарника по команде Маркуса Грёнхольма всего лишь на 0,9 секунды! Когда наконец-то миновало восторженное состояние, можно было поспокойнее взглянуть на итоги первого дня - и опять пришло время удивляться! Яни Паасонен, приглашенный в "Мицубиси" в качестве третьего номера на время "Ралли Швеции", завершил пятницу четвертым! А на пятом месте очутился Фредди Лойкс, который после аварии в Монте-Карло до сих пор ходит с помощью костыля! Похоже, бельгиец наконец-то нашел свою команду м свой автомобиль - вспомните, как он мучился три сезона в "Мицубиси". А сейчас его выступления в "Хьюндаи" производят гораздо лучшее впечатление, чем в "Трех бриллиантах":

Уже по пятничным результатам можно было сделать некоторые выводы. Во-первых, "Пежо" в Швеции на голову выше всех своих соперников. Во-вторых, Томми Мякинена погубила не только его первая стартовая позиция, но и отсутствие опыта работы на снегу с покрышками "Пирелли". Не стоит ссылаться на то, что "Пирелли" на снегу намного хуже, чем "Мишлен" - третье место "фордовца" Колина МакРэя и шестое "субаровца" Петтера Сольберга не оставляют камня на камне от подобной напраслины:
 
  
 


Субботнее утро преподнесло гонщикам очень неплохую "зарядку" - первым же допом дня стал сорокакилометровый гигант "Гранбергет 2". И Колин МакРэй "оторвался" на этом спецучастке по полной программе - одержал победу и побил рекорд трассы на 50 секунд. После такого выступления шотландца оставалось только сесть с карандашом в руках и попробовать подсчитать, удастся ли Колину догнать лидирующий дуэт "Пежо":
Неожиданно "выстрелил" Кеннет Эрикссон ("Шкода") - швед показал пятое время и очутился на ближних подступах к зачетной шестерке. А вот Радстрёму опять не посчастливилось - на его автомобиле пришлось менять турбонагнетатель, что стоило Томасу 13 минут опоздания и 2.10 пенальти.
Но на этом неприятности "Ситроена" не закончились. На следующую сервисную станцию Радстрём примчался с фантастическим опережением графика (16 минут!). Стюарды по достоинству оценили такую прыткость шведа и добавили ему еще 16 минут штрафного времени: Вот теперь и подсчитайте - суммарный штраф 18.30 плюс 7-8 потерянных минут во время большого сидения в снегу. Если отнять эти небывалые потери времени от итогового результата Томаса, то можно убедиться, что Радстрём должен был финишировать как минимум в первой шестерке.


"Субару" на "Гранбергете" потерпела окончательное поражение - из борьбы выпал Петтер Сольберг, причем по той же причине, что и у Мякинена: отказ двигателя. Печальный финал победных амбиций сине-золотых:
 
  
 


На СУ7 "Фредриксберг 2" "Пежо" окончательно лишился какого-либо подобия конкуренции - неудача подстерегла Колина МакРэя. Пилот "Форда" на полном ходу напоролся на скрытый в снегу камень, разломал колесный диск и с трудом доковылял до финиша на трех колесах - в итоге только 14-е место в общем зачете с почти четырехминутным отставанием от лидера: Поначалу этому факту мало кто придал значение - с кем не бывает, каждый мог попасть в такую ловушку. Но когда наконец появились первые изображения разбитого колеса с Ford Focus RS WRC02 под пятым номером, невольно пришлось задуматься - что за камень такой был? В колесном диске можно сломать одну-две спицы, можно погнуть край обода, но расколотить вдребезги все без исключения спицы?! Одно из двух - либо это был совершенно немыслимый по силе удар, который пришелся точно в центр колеса, либо диск OZ Racing оказался бракованным:
"Фредриксберг" испортил настроение и "Мицубиси" - Паасонен потерял колесо и стремительно вылетел из зачетной шестерки. Теперь все надежды "Трех бриллиантов" были связаны с Алистером МакРэем - младший представитель шотландского раллийного клана показывал очень неплохие результаты и мог зацепиться за очко-другое.

После всех этих потрясений выяснилось, что "Форд" все-таки остается на третьем месте в гонке - Карлос Сайнс тихо и незаметно прокрался на третью позицию. Правда, отставание испанца уже не позволяло ему реально претендовать на победу - разве что если сойдут Грёнхольм с Рованперой. Однако, учитывая высокую надежность автомобилей Peugeot 206 WRC в последних гонках, такое развитие событий казалось маловероятным.
 
  
 


В дальнейшем гонка приняла довольно-таки однообразный характер - Маркус Грёнхольм без особых усилий выиграл пять допов подряд, оторвавшись от Рованперы почти на минуту. Зато за 4-6-е места развернулось настоящее сражение - Эрикссон сражался с Лойксом, а их обоих неумолимо настигал Ричард Бернс. Перед последним днем ралли все трое оказались в шестисекундном промежутке. Было ясно, что четвертое место в итоге достанется действующему чемпиону мира Бернсу - пока что и "Шкода", и "Хьюндаи" заметно уступают "Пежо"
Несколько раз напомнил о себе "Ситроен" - и Радстрём, и Лоэб несколько раз на допах финишировали в шестерке. Особенно порадовали результаты Себастьена - оказывается, молодой француз может быстро ехать не только на асфальте. Похоже, спортивный директор "Двойного шеврона" Ги Фрекелен не зря считает Лоэба будущим чемпионом мира:
Вечером в субботу метеорологи опубликовали сводку погоды на воскресенье - в провинции Вармланд и ее столице Карлстаде ожидается повышение температуры до плюс 3-6 градусов и оттепель. От предостережений службы погоды, как и бывает в большинстве случаев, просто отмахнулись:
Воскресенье заставило с большим уважением относиться к шведской службе погоды - все произошло именно так, как и она и предсказывала. Слякоть на трассах царила неописуемая - мокрый снег, гравий, лед, грязь: Организаторам даже пришлось пойти на отмену СУ13 "Раммен 2", и поговаривали даже о сокращении дистанции некоторых других допов.
 
  
 


В последний день лидеры откровенно расслабились и ехали на доезд - на трассах воевали другие. Разбушевался Ричард Бернс, оставив за спиной Лойкса с Эрикссоном - а в итоге англичанин выиграл в воскресенье три спецучастка из четырех состоявшихся. И вполне могло получиться так, что Бернс мог достать Сайнса - и тогда весь подиум был бы занят пилотами одной команды, "Пежо"! Однако испанец немедленно отреагировал на подобную угрозу и взвинтил темп - и хотя отрыв сокращался, но все же не так быстро, как хотелось бы Ричарду. Если быть точным, самым рисковым пилотом все-таки оказался чемпион мира - все остальные старались держаться середины дороги, подальше от ледяных барьеров на обочинах. А Бернс срезал повороты, рискуя в любой момент "разобрать" свой автомобиль на одной из созданных природой ледяных отбойниках! Как признался позже Сайнс: "Когда я видел, где Ричард режет повороты, я просто не верил своим глазам!" В итоге, удача все-таки сопутствовала экипажу "Форда" - третья ступенька подиума осталась за испанцами.

Очевидно, что Ричард Бернс наконец-то освоился с новым для него автомобилем, и решающими для него станут весенне-летние этапы, когда участники расстанутся с асфальтом Корсики и Каталонии и вырвутся на простор гравийных трасс. Даже трудно представить, какое тогда начнется сражение - Мякинен, Грёнхольм, Рованпера, Колин МакРэй, Сайнс, Бернс: Возможно, в эту потасовку сумеет ввязаться Сольберг

Было еще два очень обидных схода. Сначала на СУ14 "Варгасен" Фредди Лойксу пришлось прекратить борьбу - подвеска Hyundai Accent WRC не выдержала постоянных соприкосновений с ледяными барьерами. Разочарование бельгийца, его болельщиков и просто тех, кто симпатизировал его стойкости, было безграничным - одна из лучших гонок Фредди закончилась ничем.
А на последнем допе, "Торнторп 2002", пришла очередь "Шкоды" проклинать злодейку-судьбу - Кеннет Эрикссон имел все шансы финишировать пятым и принести млада-болеславцам первые очки в сезоне. Но двигатель надорвался во время субботних подвигов и до финиша гонки не дожил:

А уж то, что произошло с Колином МакРэем на "Торнторпе", описать невозможно! У шотландца появился замечательный шанс войти в заветную очковую шестерку. И Колин ринулся в бой с шашкой наголо. Разумеется, подобная горячность не всегда обходится без ошибок - в одном из поворотов "фордовца" развернуло, было потеряно десятка полтора драгоценных секунд. И на финише МакРэй-старший оказался седьмым: Причем от занявшего пятое место финн Янне Туохино (выступавшему на частном Ford Focus RS WRC01) шотландца отделили 1,6 секунды, а от младшего брата Алистера - 0,3 секунды! Честное слово, уж лучше было бы просто застрять где-то в сугробе на пару минут, чем разминуться в считанных сантиметрах от заветной цели: И в этой ситуации, откровенно говоря, "Форд" поступил не самым лучшим образом - уговорил Туохино заработать 10 секунд пенализации, что принесло Колну МакРэю очко за шестое место. Не очень-то верится, что финн по собственной инициативе решил расстаться с двумя очками в зачет чемпионата мира!

Из частных пилотов, кроме Туохино, стоит выделить также финна Себастьяна Линдхольма, финишировавшего девятым. Российские болельщики должны помнить этого гонщика по его выступлениям за "Газпром Ралли Тим" в 1998 году. Тогда Себастьян добился фантастического результата - занял пятое место на RAC Rally в Великобритании.
 
  
 

Однако немало внимания было уделено и польскому гонщику Томашу Кухару. Это восходящая звезда польского ралли, и кое-кто уже сейчас предсказывает ему славу легендарного Собеслава Засады (трехкратного чемпиона Европы в середине 70-х) и Кшиштофа Холовчица (чемпиона Европы 1997 года). Если учесть, что сейчас Томашу только 25 лет, то такие авансы не кажутся чрезмерными. Выступая в Швеции на Toyota Corolla WRC, Кухар на такой тяжелой и непредсказуемой трассе занял 12-е место. Результат великолепный - ведь впереди него финишировали только заводские пилоты и три финна (Туохино, Линдхольм и Пюкялисто).

А в заключение, опять приходится обращаться к новшествам FIA. О молодежном чемпионате в классе Junior когда-то уже был разговор, а теперь речь пойдет о группе N (категория Production). Как известно, чемпионат разделен на две части - одна (6 гонок) отведена для Junior, другая (8 этапов) для Production. Но самое главное, что изменились требования к участникам. У "юниоров" пилоты обязаны стартовать во всех утвержденных гонках - лишь при этом условии гонщики получат очки в зачет класса.
Примерно так же и обстоит дело в группе N, только еще более замысловато - будут исключены такие случаи, когда местный гонщик стартовал в единственной домашней гонке, выигрывал ее и получал 10 очков. Зачетные очки получат только те гонщики, которые "подписались" на весь сезон и обязаны стартовать не менее чем в шести гонках из восьми. Достаточно отметить, что в Швеции победителем в категории Production стал финн Кристиан Сольберг, занявший в классе N4 только четвертое место:
 
  
 


Отрадно, что в этой категории первые и, будем надеяться, не последние очки получил литовский экипаж Саулюс Гирдаускас и Жильвинас Сакалаускас, занявшие пятое место. В планах литовцев намечены выступления на Корсике, Кипре, в Финляндии, Новой Зеландии и Австралии. Думаю, болеть за Гирдаускаса будут и болельщики со стажем, которые помнят, как выступали в 70-х годах отец и дядя Саулюса - Арвидас и Каститис Гирдаускасы. И, конечно, нельзя забыть великолепное выступление Стасиса Брундзы и Арвидаса Гирдаускаса в 1976 году на "Акрополисе" на ВАЗ-2101, подготовленном на фирме Брундзы - тогда литовцы заняли шестое место в абсолютном зачете ралли!



ФИНАЛЬНЫЙ ИТОГ
1. Грёнхольм/Раутиайнен (SF/SF, Peugeot 206 WRC) 3:07.28,6
2. Рованпера/Пиетилайнен (SF/SF, Peugeot 206 WRC) + 1.24,5
3. Сайнс/Мойя (E/E, Ford Focus RS WRC02) + 2.25,8
4. Бернс/Рейд (GB/GB, Peugeot 206 WRC) + 2.33,9
5. МакРэй А./Сеньор (GB/GB, Mitsubishi Lancer Evo WRC) + 4.14,7
6. МакРэй К./Грист (GB/GB, Ford Focus RS WRC01) + 4.15,0

PRODUCTION
1. Сольберг/Ахо (SF/SF, Mitsubishi Lancer Evo VI) 3:25.25,9
2. Араи/Сиркомб (J/NZ, Subaru Impreza 555) + 26,1
3. Ипатти/Каюла (SF/SF, Mitsubishi Lancer Evo VI) + 58,8
4. Фьорио/Кантони (I/I, Mitsubishi Lancer Evo VII) + 1.38,8
5. Гирдаускас/Сакалаускас (LT/LT, Mitsubishi Lancer Evo VI) + 5.42,4
6. Роуи/Вуд (GB/GB, Mitsubishi Lancer Evo VI) + 10.32,5


© 2002 Текст и оформление - Павел СКОБЛЕНКО
Фотографии: фирм-производителей и DPPI
 
Rambler's Top100 Counted by L-STAT Kataloog Net-ee.com
 


Газовые генераторы с доставкой | цепные пилы от ведущих производителей | Надежная охрана объектов