Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Провальная гонка
 
Сейчас, спустя три недели после финиша "Ралли Каталунья", сомнений не осталось - гонка в Каталонии была почти безнадежно испорчена. В один тесный клубок сплелись и недочеты в организации каталонского ралли, и недисциплинированность болельщиков, и серия серьезных аварий накануне соревнований:


 
  
 

Хотя испанское ралли появилось в чемпионате мира сравнительно недавно (в 1991 году), но историю оно имеет довольно-таки длинную и пеструю. Фактически, испанская гонка является ровесником знаменитого "Тур де Кор" - впервые она состоялась в 1957 году, спустя год после дебюта корсиканского ралли. Однако, в истории "Каталуньи" есть один большой перерыв, растянувшийся на восемь лет (1965-1972) - и только в 1973 году в окрестностях Барселоны вновь возобновились автомобильные соревнования: В самых первых ралли победителями становились экипажи, выступавшие на очень любопытных автомобилях - BMW 700, Fiat Abarth 850, Fiat Abarth 1000:

 
  
 

В 70-х годах и начале 80-х "Ралли Каталунья" была вотчиной известного испанского пилота Антонио Санини, на счету которого пять побед в испанской гонке - к этому достижению пока никто даже приблизиться не смог. Самое интересное, что Санини добивался успеха на пяти совершенно разных автомобилях - Seat 1430/1800, Seat 124/1800, Fiat 131 Abarth, Porsche 911 SC и Talbot Sunbeam Lotus. Если взглянуть на фотографии испанских автомобилей, то кого-то может удивить сходство испанского Seat 124 с советским ВАЗ-2107 и итальянским Fiat 124. В этом нет ничего удивительного, поскольку наши родные "Жигули" и "Лады" выпускались по лицензии итальянского "Фиата", на базе Fiat 124. А "Сеат" же до перехода под опеку "Фольксвагена" фактически являлся отделением "Фиата" - вся разница заключалась лишь в наименовании продукции (Seat вместо Fiat), а обозначения моделей оставались неизменными:

 
  
 

К середине 80-х годов состав участников "Ралли Каталунья" становился все более представительным - к испанцам присоединились французские и итальянские раллисты, которые и начали играть первую роль на трассах Каталонии. Среди победителей тех лет можно встретить такие достаточно известные имена, как Сальвадор Сервиа и Бруно Саби, впоследствии ставших известными пилотами в ралли-рейдах (только не путайте Сальвадора Сервиа с его однофамильцем Хосе-Марией Сервией, защищающего цвета "Шлессера"). Добавьте к этому списку полузаводских пилотов "Лянчии" Фабрицио Табатона и Дарио Черрато, сумевших по два раза победить в Каталонии.

 
  
 

Около пятнадцати лет назад "Каталунью" кардинально изменили, сделав из двух не слишком больших ралли ("Каталунья" и "Коста Брава") одну большую и полноценную гонку с длинным и пышным названием "Ралли Каталунья - Коста Брава", сохранившимся и поныне. Цель у Испании была только одна - получить право принимать у себя чемпионат мира! Более того, изменился сам характер ралли - из гравийного его начали постепенно превращать в асфальтовое, чего организаторы окончательно достигли к 1993 году. Именно тогда "Каталунья" стала третьей полностью асфальтовой гонкой в чемпионате мира после "Ралли Монте-Карло" и "Тур де Кора". Тогда даже итальянское "Санремо" было смешанным - два дня асфальта и две дня гравия. Такие "миксты" в то время были в порядке вещей, пока в 1996 году FIA не предписала всем этапам чемпионата мира выбрать какой-то один тип покрытия, которого и следовало неукоснительно придерживаться:


Чем же объяснить такое рвение испанцев? Несомненно, принимать у себя этапы чемпионата мира - огромная честь и первоклассная реклама. Но причины такой активности лежали гораздо глубже. К концу 80-х в Испании появились сразу несколько талантливых раллистов, и некоторых из них без оснований считали будущими чемпионами мира. Речь идет о Карлосе Сайнсе и Хесусе Пурасе. Появилась великолепная возможность увидеть своих раллийных звезд на родной трассе. И любой нормальный испанский поклонник ралли расшибется в лепешку, но приедет в Каталонию посмотреть на своих кумиров!

 
  
 

С тем, что "Ралли Каталунья" включили в календарь чемпионата мира именно в 1991 году, Испании фантастически повезло. Карлос Сайнс как раз в 1990 году выиграл свой первый титул и прибыл на родину в ранге действующего чемпиона мира и лидера чемпионата. В окрестностях Каталонии яблоку было некуда упасть! Но всех почитателей "Матадора" ждало огромное разочарование - Карлос сошел из-за проблем с электрооборудованием, а гонку выиграл его партнер по команде Армин Шварц. Эта победа стала для немца первой и пока единственной в его карьере. Но еще горше было испанцам от того, что именно в Каталонии Сайнс уступил лидерство в чемпионате Юхе Каннккунену: А последовавшее спустя три недели сражение в Британии окончательно решило исход поединка в пользу финна.

Но 1992 год стал звездным часом "Матадора"! Накануне испанского этапа положение в чемпионате было таким - Ориоль (120), Канккунен (107) и Сайнс (104). Тот сезон надолго запомнился всем, кто был очевидцем того великолепного поединка. Тогда Карлос после победы в Каталонии стал лидером чемпионата, а в Англии завоевал свою вторую чемпионскую корону! Забавно, насколько противоположными оказались те две испанские гонки для "Матадора" - все повторилось с точностью до наоборот!!!

 
  
 

Через три года "Ралли Каталунья" стало настоящим позором для Сайнса, выступавшего в то время за "Субару" вместе с Колином МакРэем. Молодой шотландец захватил лидерство, полностью проигнорировал командную установку и отказался уступить победу своему титулованному напарнику. Руководству "Субару" пришлось применить все возможные меры воздействия на строптивого Колина, и тот после окончания ралли демонстративно схлопотал минутный штраф за опоздание на последний пункт контроля времени: И получилось так, что во всей этой истории некрасиво выглядели все - и "Субару", и МакРэй, и сам Сайнс, к славе которого эта "победа" не добавила блеска:

В 1997 году "Ралли Каталунья" перенесли с осени на весну, и теперь гонка перестала быть ареной боев, решающих судьбу чемпионата, как это было в 1991-1995 годах: Но менее интересной от этого она не стала - в последние годы "Каталунья" все чаще соседствует в календаре рядом с "Тур де Кор". И начинается увлекательное соперничество двух асфальтовых ралли - где гонка окажется интереснее? И пока что Корсика выигрывает с приличным отрывом. Но тут уже ничего изменить нельзя, поскольку такой трассы, как на родине Наполеона, больше нет нигде: С некоторой натяжкой, с корсиканской можно сравнить трассу на Канарах, где проходит "Ралли де Канариас Эль Корте Инглес".
 
  
 


Каталонское ралли хоть и считается, подобно французскому, горным и асфальтовым, но отличается от "Тур де Кор" самым радикальным образом. Трасса в Каталонии совсем другая - дороги с широкими, размашистыми виражами и с паршивым асфальтом, густо усыпанным колючим гравием. Зато в Испании гораздо меньше заковыристых поворотов, в которых запросто можно завязать узлом машину. Поэтому и средняя скорость повыше, где-то под сотню.

Кроме того, в этом году маршрут ралли значительно изменили - часть допов заменили, другие укоротили или удлинили. И, самое главное, уже в первый день были предусмотрены два проезда самого длинного спецучастка - "Дель Эскаладеи" протяженностью 48,05 км! Кроме того, на многих спецучастках, по сравнению с прошлым годом, запланировали проезд в противоположном направлении. Главная цель подобных изменений - как-то запутать участников, усложнить им гонку. Просто многие гонщики приспособились приезжать в Каталонию со старыми стенограммами и вносить в них незначительные поправки. А кое-кого уже и застукали на дополнительных тренировках: Достаточно вспомнить прошлогоднюю историю с Хесусом Пурасом, который умудрился еще до начала реконессанса (тренировки, во время которой расписываются гоночные стенограммы) приехать с готовой записью нового допа. Тогда испанцу здорово повезло - он сумел доказать строгой комиссии, что просто переписал одну из старых стенограмм в обратном порядке:

Нет смысла подробно, день за днем, описывать все перипетии "Ралли Каталунья" - прошло уже несколько недель, многие подробности поблекли в памяти. Зато есть о чем подумать после гонки - хотя бы о том, какова будет ее дальнейшая судьба: Да и других наблюдений набралось немало!

Самое сильное и, к сожалению, самое негативное впечатление от четвертого этапа чемпионата мира - это многочисленные аварии гонщиков накануне гонки и "проколы" организаторов. Все началось с Карлоса Сайнса - испанец во время тестов попал в тяжелую аварию, в которой пострадал его штурман Луис Мойя. И впервые за много лет Карлосу предстояло выступить с новым напарником - своим соотечественником Марком Марти, известным больше по выступлениям с Хесусом Пурасом.

В гораздо худшей ситуации оказалась команда "Хьюндаи" - вторую гонку подряд не посчастливилось ее новобранцу Томашу Кухару. Если на Корсике поляк сошел уже на первом спецучастке из-за перегрева тормозов (причем, похоже, из-за недосмотра команды, а не по вине самого пилота), то в Каталонии он вообще не смог выйти на старт! История совершенно абсурдная - во время тренировки встречный грузовик неожиданно опрокинулся и раздавил автомобиль Томаша! И оба члена польского экипажа попали в госпиталь с повреждениями шейных позвонков. Хотя Кухар бодрился и утверждал, что в состоянии принять участие в гонке, но медики просто запретили ему стартовать - и правильно сделали! Между прочим, в той аварии едва не пострадал также и Армин Шварц - немец успел выскочить из-под рухнувшего трейлера буквально в последний момент:

Зрители и организаторы
 
  
 
Организация "Ралли Каталунья" оказалась одной из самых ужасных за последнее время. О чем еще можно говорить, если пришлось отменить три спецучастка из-за многочисленных помех, созданных "отмороженными" болельщиками? В пятницу из программы вылетел СУ1 - зрители уютно разместились чуть ли не на трассе, а при появлении гоночного автомобиля дружно бежали толпой ему навстречу: В субботу пропало еще два допа, так как немало "несознательных элементов" предпочли припарковать свои автомобили на обочинах спецучастков. У пилотов во время гонки и так полно проблем, а тут еще и предстояло уворачиваться от подобных "рукотворных" препятствий!

В последний день соревнований организаторам наконец-то удалось навести порядок на трассе, приняв драконовские меры безопасности - вплоть до принудительной эвакуации автомобилей и некоторых зрителей с трассы. И присловье "Лучше поздно, чем никогда" здесь просто неуместно! Если бы подобные жесткие меры были приняты заранее, то большей части неприятностей просто не возникло бы: А в итоге все вышло иначе - Испания приняла от Португалии малопочетный титул одного из самых неорганизованных этапов чемпионата мира. И не стоит забывать о том, что "Ралли Португалии" с треском вылетело из мирового календаря в первую очередь из-за недисциплинированности зрителей.
 
  
 


Сейчас Международная Автомобильная Федерация готова принят самые строгие меры к "проблемным" гонкам - первыми в этом убедились португальцы. Теперь может прийти очередь "Ралли Монте-Карло" и "Ралли Каталунья", и их перспективы кажутся весьма туманными - на их место найдутся немало других кандидатов: Мексика, Канада (ей под силу провести очень неплохое зимнее ралли), Турция (турецкие организаторы спят и видят, как бы пойти по стопам Кипра с Германией и из чемпионата Европы перейти в мировое первенство): Недавно к этому списку добавились японцы со своим "Ралли Хоккайдо". Рискну предположить, что Болгария тоже не откажется принять у себя чемпионат мира. Неспроста их самое крупное ралли изменило название - вместо привычной "Албены" появилось "Ралли Болгарии"!

Пилоты
Как и на Корсике, в Каталонии вне конкуренции оказался Жиль Паницци! И дело даже не в том, что француз выиграл вторую гонку подряд - просто Жиль был настолько силен, что ни у кого не возникло сомнений в его полном превосходстве над своими соперниками. И испанская победа Паницци особенно ценна тем, что была завоевана в соперничестве с пилотами "Ситроена" Филиппом Бугалски и Себастьеном Лоэбом. И "Двойному шеврону" осталось только сложить оружие в борьбе с могучим "Французским львом" и Жилем Паницци, настоящим принцем "Пежо"!
 
  
 


Сейчас окончательно стало ясно - после ухода Дидье Ориоля в мировом ралли появился новый "Король асфальта"! Ездить на асфальте так, как ездит Жиль, пока не удается никому - остается только смотреть и восхищаться стилем пилотирования отчаянного француза. Может быть, через несколько лет придет время Себастьена Лоэба, но пока ему до Жиля еще расти и расти: Особенно восхищает, что Жиль на асфальтовых ралли крайне редко вылетает с трассы, несмотря на фантастически агрессивный стиль пилотирования. Машину на асфальте он чувствует, как никто другой - по этой части он просто гений! Порой кажется, что колеса, руль, тормоза становятся частью его тела, и Жиль чувствует трассу чуть ли не нервными окончаниями. Если кому-то мои восторги покажутся не слишком убедительными, то могу процитировать Франсуа Делькура. Француз несколько лет выступал с Паницци в "Пежо" и два года назад на "Тур де Кор" обронил весьма примечательные слова: "Когда я увидел по следам, где Жиль начинает тормозить перед поворотом, то понял - ТАК ЕХАТЬ я не смогу!"

 
  
 
А как восхитила ставшая знаменитой выходка Паницци в последний день "Ралли Каталунья", когда Жиль на СУ15 в крутом повороте крутанул великолепную "бочку"! Именно этот номер практически спас испорченную многочисленными неурядицами гонку - большинство неприятностей позабудутся, зато в памяти надолго останется серебристый Peugeot 206 WRC, завертевшийся волчком под мостом. Это еще одно доказательство громадной уверенности пилота в своих силах и технике - любая неточность, и автомобиль застынет на обочине с надорванной трансмиссией или двигателем: Уверен - после такого шоу болельщиков у Паницци стало гораздо больше!

После Корсики и Каталонии многие поклонники ралли с восторгом орут "Виват Жилю Паницци!" - и никто не скажет, что Жиль не заслужил такого восхищения. Но было бы несправедливо забыть о тех, кому не удалось финишировать в гонке или побороться за высокое место: Я не являюсь пылким поклонником Колина МакРэя и Карлоса Сайнса, но поставил бы их в один ряд с Жилем Паницци в галерее "Герои Каталонии". За что? За волю к победе, за стойкость, за мужество. Эти эпитеты могут кому-то показаться избитыми, но лучших пока никто не смог придумать:
 
  
 


Бесшабашность (точнее, безбашенность) Колина МакРэя уже вошла в поговорку. И когда на Корсике шотландец в очередной раз угробил машину, да еще и травмировался сам, то в первый момент это вызвало всего лишь чувство раздражения - ну сколько можно! И когда перебираешь в памяти все предыдущие аварии лихого "кавалериста" Колина (Австралия-1999, Корсика-2000, Великобритания-2001, упущенный в прошлом году по собственной вине титул чемпиона мира), то уже не удивляет тот факт, что жгучий брюнет Ники Грист за пять лет выступлений с МакРэем поседел как лунь:

Но через две недели, на "Ралли Каталунья", пришлось взглянуть на Колина другими глазами, когда шотландец со сломанными пальцами и разорванными связками на левой руке притащил свой Ford Focus RS WRC02 на шестое место. Те, кто видел трансляции по "Евроспорту", должны запомнить кадры из кабины автомобиля МакРэя - каменное от боли лицо пилота забыть невозможно!
 
  
 


Восхитила выдержка Карлоса Сайнса после аварии и схода на домашнем ралли. Зла не хватает на тех безголовых (если не выразиться покрепче) болельщиков, которые додумались припарковать свои машины на обочинах спецучастков! Испанец сделал все возможное, чтобы избежать этих неожиданных препятствий - но все в тот день было против него! И когда через несколько минут настырные телевизионщики добрались-таки до Сайнса, тот уже взял себя в руки и любезно описал все перипетии инцидента. И только взгляд и побелевшие ноздри выдавали, какая ярость бушевала в обычно невозмутимом Карлосе:

Карлос Сайнс - вообще исключительная личность в ралли. Человек с фантастическим самообладанием - ведь порой после аварии хочется всех послать подальше и скрыться. Но испанец ведет себя совершенно иначе! Вспомните его поведение в том злосчастном 1998 году, когда Сайнс на последнем допе RAC Rally потерял чемпионский титул - видно было, что у него на душе кошки скребут, но в интервью журналистам не отказал: То же самое было и в Каталонии, когда Карлос не преминул поблагодарить своего нового штурмана Марка Мартина: "Он выполнил свою работу на 110%!"
 
  
 


Очень порадовал Станислав Грязин, финишировавший на 18-м месте. Достижение, на первый взгляд, не самое высокое - но не для российского пилота! Во-первых, Грязин выступает практически за свой счет, без серьезного спонсора - на его белоснежной Toyota Corolla WRC не было ни одной рекламной наклейки, только стартовые номера и логотипы спонсора соревнований. Во-вторых, Станислав был фактически единственным по-настоящему частным пилотом. Посмотрите, кто выступал за якобы "частные" команды - Харри Рованпера, Бруно Тьири, Ахим Мёртль, Мигель Кампуш, Габриэль Поссо, Армин Кремер, Хесус Пурас: И все они пользовались заводской поддержкой, о чем и свидетельствовала пометка <Support> в заявочном листе.

Восхождение Junior
 
  
 

Новый чемпионат Junior WRC сейчас набирает силу, и сейчас его уже часто называют Формулой-3 (по аналогии с ныне угасшей Формулой-2). Похоже на то, что в FIA не промахнулись, когда решили раскрутить новый гоночный класс (с объемом двигателя до 1600 куб.см) - популярность все время его растет, многие автопроизводители по собственному почину начинают готовить свои "юниорские" машинки. И список желающих принять участие в новом чемпионате растет - уже есть "Ситроен", "Фиат", "Сузуки", "Форд", "Пежо", "Опель", MG, готовятся "Рено", "Фольксваген" и "Шкода": По слухам, сейчас даже "Мицубиси" подумывает о создании своего кит-кара на базе Mitsubishi Colt. То есть, в ближайшее время в новой категории могут быть представлены более десяти автомобильных компаний!

Судя по всему, в Международной Федерации учли уроки неудачи с Формулой-2, и внесли немало важных уточнений в регламент нового класса. Прежде всего, отменили зачет чемпионата производителей в малых классах. Зато появился зачет пилотов, что оказалось гораздо более эффективным стимулом - гонщики теперь точно знают, что их достижения будут отражены в итоговой таблице, в которой будут стоять их имена, а не безликие наименования автофирм! Теперь не стоит удивляться, что в "юниорах" появилось множество первоклассных гонщиков, которым не удалось пробиться в заводские команды (Паоло Андреуччи, Андреа Даллавилла, Ники Шелле, Свен Хааф, Гвиндаф Ивенс, Юха Кангас), а также талантливой молодежи (Франсуа Дюваль, Янне Туохино, Даниэль Сола):
 
  
 


В Каталонии "Ситроен" взял реванш за свой провал в Монте-Карло, когда все девять Citroёn Saxo VTS сошли из-за технических проблем. За два месяца "Двойному шеврону" удалось привести всю свою технику в порядок, и соперникам пришлось признать свое поражение. Вся гонка превратилась в увлекательное соперничество местного любимца Даниэля Солы и опытного итальянца Андреа Даллавиллы. Болельщикам скучать не приходилось - события развивались самым неожиданным образом. Поначалу Сола без особого труда возглавил гонку, но на одном из последних спецучастков проколол покрышку! Казалось, минута отставания за три СУ до финиша - полное и окончательное поражение Даниэля: Но в последний момент все изменилось - на этот раз прокол подстерег лидировавшего Даллавиллу! И победа досталась все же местному гонщику.

Хотя Франсуа Дюваль благодаря своему шестому месту сумел сохранить лидерство в общем зачете чемпионата, но, похоже, ненадолго - его Ford Puma в большинстве случаев не в состоянии соперничать с Citroen Saxo VTS. Однако дело сейчас обстоит не так то просто, так как сейчас появилась новая сила - "Фиат"! На асфальте Fiat Punto Super 1600 сейчас выглядит очень и очень убедительно. И на этапах в Германии и Италии "ситроеновцам" следует ожидать серьезной конкуренции со стороны итальянского автопроизводителя.

Сезон только начинается! И нас ждет потрясающий чемпионат!

ФИНАЛЬНЫЙ ИТОГ
1. Паницци Ж./Паницци Э. (F/F, Peugeot 206 WRC) 3:34.09,0
2. Бернс/Рейд (GB/GB, Peugeot 206 WRC) + 37,3
3. Бугалски/Шиарони (F/F, Citroёn Xsara T4 WRC) + 1.13,5
4. Грёнхольм/Раутиайнен (FIN/FIN, Peugeot 206 WRC) + 1.42,7
5. Сольберг/Миллс (N/GB, Subaru Impreza WRC2001) + 2.01,6
6. МакРэй К./Грист (GB/GB, Ford Focus RS WRC02) + 3.27,3

JUNIOR
1. Сола/Романи (E/E, Citroёn Saxo VTS) 3:52.11,5
2. Даллавилла/Берначчио (I/I, Citroёn Saxo VTS) + 50,3
3. Бассо/Пиролло (I/I, Fiat Punto Kit Car) + 2.14,1
4. Галли/Д"Аморе (I/I, Fiat Punto Kit Car) + 6.34,8
5. Туохино/Вихавайнен (FIN/FIN, Citroёn Saxo VTS) + 7.19,8
6. Дюваль/Фортэн (B/B, Ford Puma) + 7.21,6

 
Rambler's Top100 Counted by L-STAT Kataloog Net-ee.com
 


Газовые генераторы с доставкой | цепные пилы от ведущих производителей | Надежная охрана объектов