Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Горная загадка
 
4.03.2002 23.30 мск

 
  
 
Французское ралли "Тур де Кор" всегда занимало особое место в международном календаре. Это самое сложное и престижное горное асфальтовое ралли в мире - и в этом отношении с корсиканской гонкой соперничать не могут даже испанская "Каталунья" и итальянское "Санремо". Не стоит забывать о "Ралли Монте-Карло", но эта гонка носит совершенно особый статус - единственная зимняя гонка на асфальте: Так что "Тур де Кор" в своей категории является вершиной!

 
  
 

По аналогии со знаменитым финским "Ралли 1000 озер" соревнования на родине Наполеона удостоились названия "Ралли десяти тысяч поворотов". Трасса "Тур де Кор" - одна из самых замысловатых и сложных в мире. Мало того, что спецучастки представляют сплошной извилистый каскад поворотов, так это еще и горная гонка. На некоторых допах перепад высот достигает порой нескольких сотен метров. Поэтому ралли превращается в серьезное испытание не только для техники, но и для экипажей. Те, кому приходилось на автомобиле быстро преодолевать перевал, должны хорошо помнить свои ощущения - общий дискомфорт, боль в барабанных перепонках: А участникам горных ралли в течение двух-трех дней приходится испытывать подобные ощущения неоднократно!

К сожалению, "Тур де Кор" считается не только самым сложным, но и самым опасным ралли в чемпионате мира. Многие спецучастки проложены прямо по горным карнизам, причем дорога в большинстве мест не имеет какого-либо ограждения. Малейшая ошибка в управлении или просто небольшая неисправность в рулевом управлении и тормозной системе - и автомобиль мгновенно улетит вниз в пропасть. И неизвестно, сколько придется лететь и каким окажется невольное "приземление":
 
  
 


Достаточно вспомнить аварии двух последних лет. Два года назад Колин МакРэй в одном из поворотов просто не успел вовремя затормозить и слетел с трассы. Причем авария произошла в таком месте, что о происшествии могли еще долго не узнать: И если бы не Бернс, который увидел, что тормозной след ведет прямо к обрыву, и радировал об этом организаторам - помощь Колину прибыла бы не так быстро. Автомобиль после падения с многометровой высоты так искорежило, что пришлось просто разрезать корпус, чтобы извлечь травмированного пилота.
 
  
 


Еще страшнее выглядела авария Томми Мякинена в прошлом году. Тогда новый Mitsubishi Lancer Evo WRC вышел из повиновения пилота, неожиданно "уплыл" на внутренний край поворота и на полной скорости зацепил скалу. Последовал чудовищный кульбит, после которого автомобиль застыл на самом краю пропасти - еще немного, и последовал бы полет с почти 40 метров высоты. Но даже в этом случае последствия аварии оказались тяжелейшими - перелом позвоночника получил штурман Ристо Маннисенмяки, от которой он до сих пор не оправился. А Томми теперь уже четвертую гонку с новым партнером, Каем Линдстрёмом.

Но самое страшное произошло 16 лет назад. 2 мая 1986 года стало черным днем "Ралли Корсики" и команды "Лянчия" - в гонке погиб финско-американский экипаж Хенри Тойвонен/Серджио Кресто. Эта катастрофа окончательно поставила крест на существовании группы В - было уже очевидно, что пилотам становилось все труднее и труднее справляться
 
  
 
с 400-500-сильными прототипами.
Та катастрофа стала результатом рокового стечения целого ряда обстоятельств. Тогда автомобиль Тойвонена Lancia Delta S4 на полной скорости не вписался в поворот и полетел кувырком под откос. Сейчас уже невозможно гадать, как могла закончиться та авария, не сдетонируй тогда от удара топливо в бензобаке. Пластиковый кузов прототипа сгорел почти мгновенно - и у пилота с штурманом не было никаких шансов уцелеть в этом огненном аду. Тогда повальное применение пластиковых кузовных панелей стало причиной многих тяжелых аварий и трагедий. Вспомните, как горели в свое время ралли-рейдовые прототипы Citroen ZX Rallye-Raid и Mitsubishi Pajero, как в результате такого пожара на "Ралли Фараонов" в 1991 году погиб Кристиан Тарен, штурман знаменитого Жаки Икса:
 
  
 

Хотя "Тур де Кор" не является одним из старейших автомобильных соревнований в мире (не сравнить с "Ралли Монте-Карло", впервые состоявшимся в 1911 году), но все же имеет длинную историю. Впервые корсиканская гонка состоялась в 1956 году, и принесла сенсацию - победа досталась женскому экипажу Жильбер Тирион/Надеж Ферье, выступавшем на миниатюрном Renault Dauphine с 850-кубовым двигателем. Сейчас мало кто знает о Жильбер Тирион, но в 50-е годы она была очень известна в мире автоспорта - неоднократно выступала в различных ралли и кольцевых гонках, стартовала в "24 часа Ле-Мана". Защищала цвета молодой команды "Порше", причем одним из ее напарников по выступлениям был известный бельгийский гонщик Оливье Жендебьен:
 
  
 
 
  
 

Победить на Корсике хотя бы однажды - это уже грандиозный успех в карьере любого пилота. А настоящим "Горным королем" на этой трассе стал француз Бернар Дарниш, звезда 70-х годов - на его счету шесть побед в "Тур де Кор" (1970, 1975, 1977, 1978, 1979, 1981). Помимо всего прочего, Бернар единственный пилот, которому удалось одержать победу три года подряд. Ненамного от него отстал Дидье Ориоль, которому Корсика покорилась пять раз (1988, 1990, 1992, 1994, 1995). К сожалению, Дидье сейчас не выступает за какую-либо заводскую команду и вряд ли сумеет когда-либо догнать Дарниша. Из других героев "Тур де Кор" следует упомянуть французов Пьера Орсини (1959, 1962, 1965) и Жан-Клода Андрюэ (1968, 1972, 1974).
 
  
 

Фантастическая сложность трассы часто приводит к тому, что мощность двигателя не давала особого преимущества. Достаточно только одного факта - четырежды победителями становились пилоты на маломощных Renault Dauphine, самая "навороченная" версия которого имела рабочий объем двигателя 1,1 литра: Кроме того, на асфальте автомобили со всеми ведущими колесами не имеют такого подавляющего преимущества над своими моноприводными собратьями. "Тур де Кор" очень долго не покорялся полноприводникам, даже в эпоху расцвета группы В (1982-1986 годы).
Достаточно обратиться к фактам.

В 1981 году на раллийных трассах появилась знаменитая Audi Quattro - эти автомобили в свое время пилотировали такие легенды, как Мишель Мутон, Ханну Миккола, Стиг Бломквист, Вальтер Рёрль: Как же развивались события на Корсике?
 
  
 

1982. Победу праздновал Жан Раньотти на чудовищном "малыше" Renault 5 Turbo - этот миниатюрный автомобиль с задними ведущими колесами приводился в движение 400-сильным турбомотором: Мало того, вторым финишировал Жан-Клод Андрюэ на Ferrari 308GTB! Результат невероятный хотя бы потому, что сейчас "Феррари" ассоциируется с чем угодно, но только не с ралли. Впрочем, в свое время алые машины Энцо Феррари неоднократно добивались побед в таких гонках, как "Милле Милья" и "Тарга Флорио":


 
  
 

1983-1984. Два раза подряд на высшую ступень подиума поднимался Маркку Ален на Lancia 037 Rally. Причем в 1983 году "Лянчия" заграбастала себе все три первых места. История едва не повторилась и в следующем сезоне - только Раньотти на Renault 5 Turbo сумел зацепиться за третье место. Ни Audi Quattro, Peugeot 205 T16 ничем себя не проявили:



 
  
 

1985. Как и три года назад, никто не смог составить конкуренцию Жану Раньотти. Однако "монопривод" уже начал сдавать свои позиции - вторым финишировал Бруно Саби (будущая звезда ралли-рейдов, победитель "Дакара" в 1993 году) на Peugeot 205 T16 Е2.
1986. В первый раз полный привод добился успеха на Корсике - Бруно наконец-то принес победу команде "Пежо". Но все-таки два оставшихся места на подиуме достались экипажам на автомобилях с одной ведущей осью - Раньотти (Renault 5 Turbo) и Иву Любэ (Alfa Romeo GTV6).

 
  
 


1987-1988. Два года подряд на Корсике бал правили "заднеприводники". Победы достались Бернару Бежену на BMW M3 и Дидье Ориолю на Ford Sierra RS Cosworth (версии "Сьерры" со всеми ведущими колесами появились немного позже).


 
  
 

После таких увлекательных боев наступило некоторое затишье - отныне преимущество полного привода не вызывало сомнений. Этого убеждения не поколебала даже победа Филиппа Бугалски на Renault Megane в 1996 году. Тогда гонка шла только в зачет Формулы-2 и заводские команды во Францию не поехали. Но дальнейшие события заставили насторожиться - хотя Колин МакРэй на Subaru Impreza WRC дважды подряд выиграл на Корсике, но в обоих случаях ему пришлось выдержать ожесточенное сражение с Франсуа Делькуром и Жилем Паницци на Peugeot 306 Kit Car.
 
  
 

Сенсация грянула в 1999 году - на сцену неожиданно вырвался "Ситроен" со своим Citroёn Xsara Kit Car. Филипп Бугалски буквально деморализовал всех своих соперников, выиграв "Ралли Каталунью" и "Тур де Кор", причем ему противостояли такие мощные команды, как "Субару", "Форд", "Мицубиси" и "Тойота":К сожалению, теперь таких сюрпризов на Корсике ожидать не приходится - Формула-2 тихо умерла (да и FIA после выступлений "Ситроена" ввела немало технических ограничений), а 1600-кубовый класс Junior не в состоянии соперничать с могучими WRC:

Будем надеяться, что нынешняя гонка принесет немало сюрпризов. В "Тур де Кор" примут участие шесть из семи заводских команд - только "Ситроен" взял тайм-аут: "Двойному шеврону" уже незачем лишний доказывать свою силу на асфальте. Вспомните его выступления на прошлогодних "паркетных" ралли, недавние успехи Себастьена Лоэба в Монте-Карло:
Казалось бы, все складывается наилучшим образом для "Пежо", вернее, его пилота Жиля Паницци - неофициальный титул "Короля асфальта" достался ему не за красивые глаза. Но все-таки не стоит забывать и о "Субару" с "Фордом" - Мякинен уже в Монте-Карло доказал, что даже на новых для него автомобиле и покрышках сможет уверенно выступить на асфальте. Да и Сольберга не стоит игнорировать - норвежец может выстрелить на любой трассе и в любой момент! Думаю, и Колин МакРэй не забудет, что уже дважды побеждал на Корсике: Карлос Сайнс тоже достаточно уверенно выступает на твердом покрытии.
 
  
 

Но наибольший интерес вызывает предстоящее выступление Филиппа Бугалски - француз решил стартовать за частную испанскую команду "Пьедрафита". "Ситроен" довольно давно сотрудничает с испанцами и снабжает их своими автомобилями. На Корсике Бугалски будет пилотировать Citroёn Xsara T4 WRC практически заводской подготовки. Принимая во внимание все вышеуказанное, француз может испортить праздник официальным заводским командам: Кто знает, может быть, на этих выходных мы станем свидетелями первой за последние 15 лет победы частной команды на этапе чемпионата мира? Например, три года назад никто не верил, что на автомобиле Формулы-2 можно выиграть гонку - и именно Бугалски тогда доказал обратное! У него всегда хорошо получалось опровергать общепринятые убеждения:

Стоит повнимательнее присмотреться к выступлениям "Хьюндаи" и "Мицубиси". Корейцы подготовили новое поколение раллийных автомобилей - Hyundai Accent WRC3. Эти автомобили, судя по реакции пилотов, будут получше предыдущей версии. Если не возникнет каких-либо технических проблем, Шварц и Лойкс могут хорошо пошуметь на Корсике:
"Мицубиси" же почти весь последний месяц посвятила тестам на асфальте, и почти наверняка подобный титанический труд должен принести какие-то результаты. Немалую роль должен сыграть и опыт Франсуа Делькура - француз уже побеждал на "Ткр де Кор" и неоднократно поднимался на подиум.

А вот шансы "Шкоды" на более-менее высокие достижения весьма невысокие. И Кеннет Эрикссон, и Тони Гардемейстер недолюбливают асфальтовые трассы - оба считаются специалистами по гравию и снегу. Хотя молодой финн в свое время в чемпионатах Европы очень неплохо выступал на некоторых асфальтовых ралли: Но самые большие надежды спортивный директор млада-болеславцев Павел Янеба связывает со своим соотечественником Романом Крестой.

© 2002 Текст и оформление - Павел СКОБЛЕНКО
 
Rambler's Top100 Counted by L-STAT Kataloog Net-ee.com
 


Газовые генераторы с доставкой | цепные пилы от ведущих производителей | Надежная охрана объектов