На главную   Содержание   Следующая
 
Закон суров, но это закон
 
Потрясающая серия 'Пежо' из четырех побед подряд повергла весь раллийный мир в состояние легкой паники - неужели в этом году чемпионат завершится досрочной победой 'Французского льва' в обеих основных номинациях: личном зачете и Кубке производителей? Такое тотальное превосходство одной команды могло сделать нынешнее первенство весьма скучным. Были все основания опасаться повторения ситуации, сложившейся в Формуле-1 - Михаэль Шумахер уже второй год подряд побеждает всех без особого напряжения:


Хотя для соперников 'Пежо' не все складывалось настолько плохо, как могло бы показаться на первый взгляд. Прежде всего, не стоило придавать такого большого значения итоговым результатам минувшего 'Ралли Кипра', на котором Маркус Грёнхольм и Ричард Бернс обеспечили 'Пежо' победный дубль. Прежде всего, на средиземноморском острове преимущество было, в основном, на стороне Томми Мякинена и пилотов 'Форда' - и только серия ошибок (в особенности два впечатляющих переворота Колина МакРэя) решила исход борьбы не в их пользу. Было очевидно, что на тяжелых гравийных трассах преимущество постепенно переходит к 'Форду' и 'Субару'. И серия из четырех зубодробительных ралли (Кипр, Аргентина, Греция и Кения) могла бы свести к минимуму все преимущество 'Пежо':
 
  
 

'Ралли Аргентины' имеет две 'изюминки', которые не дают скучать пилотам. Во-первых, гонка проходит на горном плато Кордовы и на довольно приличной высоте над уровнем моря. Разумеется, в Кордове никто не задыхается от недостатка кислорода, но разреженность воздуха все-таки чувствуется: Во-вторых, свою лепту вносит погода. В Южном полушарии май - начало зимы, и влажность воздуха достигает высшей отметки. Такое сочетание низкого давления и высокой влажности приводит к тому, что двигатели буквально захлебываются, пытаясь 'переварить' коктейль из бензина и воды. И плюс туманы - мало того, что насыщенный водой воздух порой можно пить, так еще и видимость никакая:

Турбомоторы еще как-то спасают ситуацию, но и им не удается полностью преодолеть последствия высокогорья - по оценкам мотористов, потери мощности достигают почти десяти процентов, то есть около 30 л.с. А вот 'атмосферникам' в Аргентине приходится невесело, и не зря команды Формулы-2 (автомобили с двухлитровым атмосферным двигателем и приводом на одну ось) недолюбливали выезды в Южную Америку - и расходы немереные, и проблем полно. Трудно представить, как же доставалось технике и пилотам во время выступлений в Аргентине 20-25 лет назад, когда автомобили с турбомоторами можно было пересчитать по пальцам одной руки. Но ведь выступали же!

В такой ситуации все заводские команды применяют массу новшеств, которые смогли бы компенсировать такие солидные потери мощности. И наверняка в Аргентине на заводских автомобилях появляется множество различных электронных и механических примочек. И некоторые из них могут оказаться полулегальными или вообще нелегальными!
 
  
 

Трассу в окрестностях Кордовы сложно описать в нескольких словах. Лучше всего запоминаются длинные отрезки, которые кажутся практически прямыми, со слабым подобием поворотов - лишь чуть-чуть змеятся:Но именно на таких неприметных 'змейках' происходят самые впечатляющие улеты с трассы - порой так и подмывает нажать педаль газа до упора и полететь над дорогой, не обращая внимания на 'незначительные' повороты. И 'летают', причем зачастую совершенно не так, как хотелось бы самим гонщикам! Но есть и такие места, где все будут ехать максимально осторожно - огромные валуны на обочинах напрочь отбивают желание гнать 'на все деньги': Порой встречаются очень вредные каскады трамплинов - на одном можно взлететь подобно птице, зато уже на следующем надо тормозить изо всех сил и пройти его на второй или третьей передаче. Разумеется, такая трасса требует надежной и эффективной подвески - и, соответственно, дает определенное преимущество пилотам 'Субару' и 'Форда'. Зато 'Пежо' по-прежнему оставался 'темной лошадкой' - его автомобили уже выдержали испытание дорогами Кипра, но что-то будет в Аргентине?
 
  
 

Другой примечательной особенностью 'Ралли Аргентины' стали многочисленные броды. Причем большинство из них - не какие-то ручьи шириной в два-три метра, а настоящие многометровые лагуны: Во время дождей они превращаются в гигантские водоемы, которые порой можно форсировать только на амфибиях. И тогда в списках выбывших экипажей в графе 'Причина схода' порой появляется отметка 'гидравлический удар' - вода попадает во впускную систему, а оттуда в цилиндры двигателя. Можно представить, что происходит, когда в цилиндр вместо горючей газовой смеси попадает несжимаемая жидкость - искорежит все: поршень, шатун, головку блока цилиндров, клапаны:

Однако самой большой проблемой является невероятная безалаберность в организации соревнований и поведение зрителей Шесть или семь лет назад Колин МакРэй при подъезде к сервисной зоне умудрился задеть нескольких зрителей - и с тех пор FIA ввела дополнительные требования безопасности, в частности, создание сервисных зон в специально отведенных для этого местах и подъездом, закрытым для всех посторонних. Порой можно встретить на трассе отважных всадников-кабальерос, которые пытаются состязаться в скорости с раллийными автомобилями:
 
  
 

Вершиной всех неурядиц стали прошлогодние события, выбившие из гонки оба экипажа 'Шкоды'. Начался пожар на автостоянке возле закрытого парка, и произошло все это безобразие в тот момент, когда участники начали покидать закрытый парк и готовиться к перегону на старт очередного спецучастка. Пожарная машина, мчавшаяся к месту происшествия, на высокой скорости не удержалась на дороге, перевернулась и снесла Skoda Octavia WRC Армина Шварца и Бруно Тьири. Экипажи, к счастью, не пострадали, но один человек из персонала команды получил серьезные травмы. Возможно, в ралли бывали и более идиотские причины схода, но пока что с такими сталкиваться не приходилось: Не удивительно, что 'Шкода' подала в суд на организаторов 'Ралли Аргентины' и потребовала выплаты компенсации пострадавшему члену команды, а также стоимости уничтоженных автомобилей.

И сейчас 'Ралли Аргентины' стартовало с неувязки - пришлось отменить первый спецучасток, поскольку никакими силами невозможно было согнать с трассы наиболее беззаботных и упрямых зрителей. А пока участники походным маршем добирались на старт СУ2, можно было оценить составы команд и прикинуть их возможности. 'Пежо', как обычно, явился в полном составе - Грёнхольм, Бернс, Рованпера и Паницци (которого команда явно тренирует по полной программе для выступлений на гравийных трассах). В 'Форде' же решили ограничиться тремя экипажами - Франсуа Дюваль пока будет выступать только на европейских этапах:

'Субару' по-прежнему предпочитает не распылять свои силы и рассчитывает только на Томми Мякинена и Петтера Сольберга. Номинальный третий номер команды, японец Тошихиро Араи, выполняет другую задачу - попробовать на Subaru Impreza STi группы N (между прочим, заводской подготовки!) нарушить гегемонию пилотов на Mitsubishi Lancer Evo. Между прочим, появление Араи стало великолепным комплиментом для компании 'Мицубиси' - она действительно умеет готовить по-настоящему классные серийные автомобили для ралли!

В заводской же команде 'Мицубиси' настроение было далеко не радужным - Mitsubishi Lancer Evo WRC по-прежнему не в состоянии бороться за высокие места в гонке. И сейчас складывается впечатление, что пилотам предоставили возможность помучиться еще несколько гонок и обкатать пару новинок, а тем временем все усилия бросить на подготовку и доводку следующего поколения автомобиля - Mitsubiishi Lancer Evo WRC Step 2.
 
  
 

Шансы 'Хьюндаи' оценивались как более высокие, чем у 'Трех бриллиантов' - и автомобиль пару раз продемонстрировал свои возможности, и пилоты сделают все возможное. Сейчас у корейско-британской команды есть только одна задача - подтянуть надежность техники! Уже не раз бывало так, что Лойкс и Шварц задавали темп, прорывались в шестерку лучших - и вскоре сходили 'по технике': Если бы не те казусы, то команда могла бы легко опередить 'Мицубиси' в зачете Кубка производителей.
 
  
 

В 'Шкоде' приходится придерживаться правила 'Тише едешь - дальше будешь'. Главное, добраться до финиша, а там как получится - может быть, произойдет массовый сход у лидеров, и можно будет зацепиться за какие-то очки. Когда же млада-болеславцы пытаются подготовить более быстрый автомобиль, мгновенно валится надежность - и начинаются проблемы: Может быть, будущее, третье поколение Skoda Octavia WRC, окажется более успешным?

В пятницу все оптимистические прогнозы, что кто-то сможет остановить серебристую банду 'Пежо', показались весьма и весьма неубедительными. О каком еще соперничестве могла идти речь, если по итогам первого дня в десятке было четыре экипажа на Peugeot 206 WRC, а Жиль Паницци пристроился на седьмом месте? Маркус Грёнхольм вообще творил чудеса, особенно под конец дня - в густом тумане финн продемонстрировал настоящие чудеса 'слепого полета' и оторвался от Томми Мякинена больше чем на полторы минуты. Оставалось только восхищаться настойчивостью обоих пилотов 'Субару', которые на чистом азарте и упрямстве все-таки умудрялись биться на равных с 'пыжами'!

'Форд' выглядел, мягко говоря, не убедительно - все пилоты 'Синего овала' по несколько раз разворачивало на трассе, потом как из рога обилия посыпались многочисленные технические неприятности: капризы электроники, коробок передач, у Сайнса вообще гидроусилитель руля отключился: В результате, Карлос Сайнс отстал более чем на две минуты, а МакРэй с Мартином отставали на целую вечность - четыре минуты с лишним! Что касается 'Мицубиси', то порой создавалось впечатление, что команда либо вообще не приехала в Аргентину, либо заявилась в группе N - результаты младшего МакРэя и Делькура порой не слишком отличались от достижений Рамона Феррейроса и Густаво Треллеша:

Немало внимания привлекли пилоты 'Хьюндаи', только каждый по-своему. Отлично выступил Фредди Лойкс - бельгиец выиграл доп и пробился на шестое место. Впрочем, праздник 'корейцев' продолжался недолго, поскольку уже в субботу утром в очередной раз проявились технические неполадки и Лойкс снова досматривал гонку по телевизору. А вот Армин Шварц запомнился - немец после не слишком удачной срезки поворота продемонстрировал фантастическое шоу! По свидетельству очевидцев, Hyundai Accent WRC Армина метров 200 летел на шестой передаче и на двух левых колесах! Как Шварцу удалось вернуть машину на все четыре колеса и не разбиться при этом, наверное, не сможет объяснить и сам пилот:
 
  
 

В категории Production шла своя, не менее увлекательная борьба - Тоши Араи против армады Mitsubishi! И как бы где-то в стороне от разборок 'Субару' и 'Мицубиси' находился малайзиец Карамджит Сингх на Proton Pert (хоть этот автомобиль тот же самый Mitsubishi Lancer Evo и тоже подготовлен на Ralliart, но все-таки остается ощущение какой-то обособленности от 'Трех бриллиантов'). И получился интересный поединок - Латинская Америка (аргентинец Лигато и перуанец Феррейрос) против Азии (японец Араи и малайзиец Сингх). Чья возьмет? Четырехкратный чемпион мира в группе N уругваец Густаво Треллеш в борьбе за лидерство участия не принимал - его время постепенно уходит, и на арену выходят упрямая и амбициозная молодежь:

Суббота все перевернула с ног на голову - началось фантастическое сольное выступление Томми Мякинена! Наконец-то мы увидели прежнего Томми, его стремительные атаки, его великолепный пилотаж, его филигранное (избитое, конечно, сравнение - но иначе не скажешь) прохождение поворотов. И Маркус Грёнхольм начал быстро терять свое преимущество. Тем более, на 'Пежо' накатила целая волна проблем. И выход из строя гидроусилителя на Peugeot 206 WRC Маркуса оказался еще только 'цветочком' - впереди были весьма солидные 'ягодки':

Оживились 'фордовцы' и начали понемногу вытеснять прочих соперников на подступах к шестерке. Уже после СУ14 все три экипажа расположились на пятой, шестой и седьмой позициях. А Карлос Сайнс уже мог приступать к планомерной атаке позиций Петтера Сольберга - их разделяли только 12 секунд.

'Пежо' тем временем продолжал 'тонуть', так как Харри Рованпера все-таки сумел поймать на одной из бродов гидроудар и едва доковылял до финиша на двух цилиндрах. Так состоялся первый в этом году сход зачетного экипажа 'Французского льва' - и это событие не осталось незамеченным всеми обозревателями и поклонниками ралли. Оказывается, и Peugeot 206 WRC можно добить! И под конец дня из гонки выпал и Жиль Паниции - француз продырявил на допе радиатор, и позже сошел из-за перегрева двигателя. Но у 'Львов' оставался еще Ричард Бернс, которого все неприятности миновали. И как раз англичанин мог попробовать атаковать Мякинена в случае неудачи Грёнхольма.
 
  
 

Впрочем, Мякинена надо было еще попробовать догнать - пилот 'Субару' мчался на каждом спецучастке так, как будто уже в Аргентине разыгрывался титул чемпиона мира! И на последнем субботнем допе Томми все-таки 'дожал' своего соотечественника и стал лидером гонки! Неужели финну наконец-то удалось выйти из полосы неудач?

Если попробовать описать все воскресные перипетии, потребуется написать книгу или, по крайней мере, еще одну большую статью. Поэтому ограничусь только стенографическим изложением событий.

В воскресенье пилотам осталось проехать еще четыре спецучастка общей протяженностью 74,17 км. Основными претендентами на победу по-прежнему оставались Томми Мякинен и Маркус Грёнхольм, и разделяло их только полсекунды! Что такое 0,5 секунды в ралли, где вся борьба ведется на расстоянии? У Томми было одно, хотя и незначительное преимущество - ему предстояло стартовать вслед за Маркусом. Таким образом, Мякинена могли 'вести' по трассе по графику основного соперника.
 
  
 

Воскресенье, раннее утро. Участники покидают закрытый парк. И первая неожиданность - Грёнхольм не может завести двигатель! Экипаж в панике выталкивает автомобиль из закрытого парка, но до сервисной зоны почти километр. Мгновенно рядом материализовался механик, с помощью которого удалось наконец-то запустить двигатель. И почти сразу стюарды предупреждают команду о дисквалификации ':за оказание технической помощи вне зоны сервиса'! Спортивный директор 'Пежо' Коррадо Провера мгновенно подает протест и Грёнхольм остается в гонке, но над финном повисла отложенная дисквалификация.

СУ19 со звучным названием 'Эль Кондор' (16,77 км). Оба дуэлянта идут на пределе своих возможностей, Маркус выигрывает меньше двух секунд и становится лидером гонки. Отставание всех прочих экипажей от финской 'термопары' составляет более десяти секунд на допе. И практически незамеченным остался тот факт, что в борьбе за четвертое место Сайнс опередил Сольберга.

СУ20 'Хулио Сезаре', (22,82 км). Грёнхольм, несмотря на незначительные неполадки, задает невероятный темп и увеличивает свой отрыв от Мякинена до 5,5 секунд. Бернс отказывается от борьбы за второе место и сосредоточен на том, чтобы добраться до финиша целым и невредимым, и на подиуме!

СУ21 'Кура Брохеро', (13,63 км). Кульминационный момент гонки. Грёнхольм уходит на трассу. Мякинен ждет своей очереди - пальцы сжимают руль, быстрый взгляд в сторону штурмана: 'Теперь держись, Кай!'. Старт! Еще никогда не приходилось видеть, что Мякинен так летел по трассе - поворотов он, похоже, вообще не замечал. Вперед, только по прямой! Видеокадры: Грёнхольм как бы неторопливо проходит спуск и заправляет машину в предпоследний поворот. Через две минуты из-за трамплина вылетает сине-золотая молния и исчезает за поворотом - система промежуточного хронометража показывает, что Томми опережает Маркуса почти на 9 секунд. Кадры, снятые любительской камерой: Subaru Impreza WRC2002 под десятым номером выходит из виража, до финиша 200 метров. В этот момент автомобиль на какое-то мгновение чуть дольше положенного 'зависает' в заносе, под колесо попадает кочка, автомобиль швыряет в противоположную сторону - и через несколько секунд остается только груда обломков!
 
  
 

К счастью, пилоты отделались только ушибами и легким шоком. Гораздо больше повезло одному из зрителей, над головой которого пролетел полуторатонный снаряд - еще на метр ниже, и трагедии невозможно было бы избежать:

Последний спецучасток, казалось бы, практически ничего не решал - 'Пежо' уверенно привезли очередной дубль и довели свое преимущество в чемпионате до заоблачных высот. Немного посочувствовали Сольбергу, которому в отчаянной погоне за Сайнсом и третьим местом не хватило ровно секунды! И кто же тогда мог предположить, какой окажется цена этой незначительной на первый взгляд секунды?

А после финиша ралли события напоминали стремительный калейдоскоп. И наверняка все, кто заполнял зачетные таблицы чемпионата мира, не раз ругнулись, когда приходилось вычеркивать прежние результаты, вписывать новые имена и заново пересчитывать очки:

Сразу после финиша таблицы выглядели таким образом:
Личный зачет:
1. Грёнхольм - 41
2. Бернс - 25
3. Паницци - 20

Кубок производителей
1. Peugeot - 84
2. Ford - 33
3. Subaru - 30

Через час, перед церемонией награждения, поступило подтверждение - Грёнхольм дисквалифицирован, победителем объявлен Ричард Бернс. Одним словом, победа по-прежнему осталась за 'Пежо', и команда потеряла только 6 очков. Зато англичанин вплотную приблизился к своему одноклубнику - их разделяли только два очка. Другим результатом дисквалификации Маркуса стало то, что впервые в этом году пилот 'Шкоды' получил зачетные очки - им стал Тони Гардемайстер. Тройки лидеров приобретают следующий вид:

Личный зачет:
1. Грёнхольм - 31
2. Бернс - 29
3. Паницци - 20

Кубок производителей
1. Peugeot - 78
2. Ford - 36
3. Subaru - 31

 
  
 

А через шесть часов после завершения 'Ралли Аргентины' грянула еще одна сенсация - дисквалифицирован Ричард Бернс! Дотошная техническая комиссия буквально по винтику разобрала Peugeot 206 WRC англичанина и докопалась, что маховик двигателя весил на 20 граммов меньше омологированного образца. И победа досталась Карлосу Сайнсу, который вообще не ожидал подобного подарка судьбы! Теперь этот 'успех' стал 24-м в карьере Матадора - по этому показателю испанец сравнялся с недавним единоличным лидером Томми Мякиненом. Сольбергу оставалось только вспоминать о той секунде, которой норвежцу не хватило в поединке с пилотом 'Форда': А в таблицах чемпионата мира 'Форд' значительно усилил свои позиции.

Личный зачет:
1. Грёнхольм - 31
2. Паницци - 20
3. Сайнс, Бернс - по 19

Кубок производителей
1. Peugeot - 68
2. Ford - 41
3. Subaru - 33


Так события на 'Ралли Аргентины' наглядно продемонстрировали, что происходит, когда все становятся формалистами и тщательно соблюдают букву закона. Интересно, что кашу заварил 'Пежо' еще несколько лет назад, когда еще только готовил к омологации свой первый автомобиль категории WRC. Согласно правилам, длина WRC не должна быть меньше четырех метров, а Peugeot 206 был на 20 см короче. И команда пошла нестандартным путем - автомобилю нарастили бамперы и обтекатели по 10 см в каждую сторону, и таким образом достигли отметки 4005 мм. Буква закона была полностью соблюдена! Но зато Peugeot 206 WRC остался прежним компактным 'пыжиком' - вспомните, как легко эти машины на ралли теряют свои задние бампера: И при этом их длина становится гораздо меньше узаконенных 4000 миллиметров. По словам одного из почитателей ралли, Peugeot 206 WRC - это настоящее надувательство.
 
  
 

И как раз в Аргентине нашла коса на камень - представители FIA проявили не меньший формализм. Была помощь Грёнхольму за пределами сервисной зоны? Была! И не имело значения, насколько незначительной она оказалась - Грёнхольм был дисквалифицирован. Проверили машину Бернса. Был маховик легче утвержденного образца? Был! И никого не волнует, что те 20 граммов не давали никакого преимущества - нарушение правил было. Между прочим, в истории с маховиком есть масса неясностей, и можно предложить две версии.

Первая: кто-то из 'Пежо' настучал технической комиссии и подсказал, где искать отклонения от правил. Похожая история произошла семь лет назад, когда 'Тойоту' дисквалифицировали на два года за 'химию' с системой турбонаддува - тогда кто-то из бывших инженеров 'Тойоты' сдал свою команду. Трудно представить, что комиссия разобрала автомобиль до последнего винтика, а потом взвешивала и обмеривала каждую деталь - все-таки надо знать, где копать!

Вторая: в технической комиссии FIA уже давно засекли этот 'недовес', но решили придержать этот факт и не давать ему хода, пока не появится подходящий момент. А момент был более чем подходящий - притормозить 'Пежо', обострить борьбу в чемпионате. Если эта версия верна, то у FIA наверняка есть компромат на любую из команд, участвующих в чемпионате мира по авторалли:

Гадать и строить предположения можно до бесконечности, но в одном можно быть полностью уверенным: эта история с дисквалификациями стала хорошим уроком не только для 'Пежо', но и для всех участников чемпионата мира!

Павел СКОБЛЕНКО
В материале использованы фотографии фирм-производителей,
а также DPPI, Sutton, J.-M. Pastor, Reporter Images, www.rallysport.cz

ФИНАЛЬНЫЙ ИТОГ
1. Сайнс/Мойя (E/E, Ford Focus RS WRC02) 4:08.12,1
2. Сольберг/Миллс (N/GB, Subaru Impreza WRC2002) + 1,0
3. МакРэй К./Грист (GB/GB, Ford Focus RS WRC02) + 2.16,1
4. Мартин/Парк (EE/GB, Ford Focus RS WRC02) + 2.49,4
5. Гардемайстер/Лукандер (FIN/FIN, Skoda Octavia WRC Evo II) + 5.15,8
6. Эрикссон/Тёрнер (S/S, Skoda Octavia WRC Evo II) + 7.13,6

PRODUCTION
1. Феррейрос/Валлехо (PE/E, Mitsubishi Lancer Evo VII) 4:32.27,6
2. Араи/Сиркомб (J/NZ, Subaru Impreza WRX) + 30,1
3. Сингх/Аллен (MAL/MAL, Proton Pert Evo VI) + 1.15,1
4. Треллеш/Дель Буоно (ROU/RA, Mitsubishi Lancer Evo VII) + 6.13,1
5. Лигато/Гарсиа (RA/RA, Mitsubishi Lancer Evo VI) + 7.06,8
6. Маррини/Сандрони (I/I, Mitsubishi Lancer Evo VII) + 32.07,9

 
Rambler's Top100 Counted by L-STAT Kataloog Net-ee.com
 


Газовые генераторы с доставкой | цепные пилы от ведущих производителей | Надежная охрана объектов