На главную   Содержание
 
Королева пустыни
 
Автор выражает благодарность г-же Ютте Кляйншмидт (Fr. Jutta Kleinschmidt) за любезное разрешение на использование материалов с ее персонального сайта.
Кроме того, выражает признательность компании Weber Management GmbH и лично г-же Дагмар Ломанн (Fr. Dagmar Lohmann) за содействие в подготовке этой статьи.
 
  
 

ПОСВЯЩАЕТСЯ
"... иным исключительным женщинам,
существование которых дарит бескорыстной
радостью. Чувствуешь, что хорошо жить в
мире, где существуют они.
Они излучают ту иллюзию жизни и характера,
которая чарует нас в лучших индивидуумах
человеческих".
Джозеф Конрад
"Теневая черта" (Признание)


Женщина за рулем, женщина в автогонках - неисчерпаемая тема для шуток и анекдотов, большей частью несправедливых: Таким "юмористам" стоило бы познакомиться с Юттой Кляйншмидт - немецкой гонщицей, которая навсегда вписала свое имя в символический Зал Славы автоспорта. Ее спортивные достижения и не снились тем, кто считает, что автомобиль - только для мужчин.
 
  
 


Ютта Кляйншмидт родилась 29 августа 1962 года в Кёльне. Вскоре после ее рождения семья переехала в небольшой баварский городок Берхтесгаден, где прошли детские, школьные годы Ютты - и поэтому она чувствует себя истинной уроженкой Баварии. Как Ютта сама утверждала, ее всегда интересовали автомобили, особенно внедорожники. И кто бы тогда мог предположить, что это любопытство и любовь к технике окажутся решающими в ее жизни?

Одними из самых любимых предметов в школе у нее были физика и математика. Это и определило ее выбор - в 1982 году Ютта поступила в Политехнический институт на физический факультет. Спустя четыре года прошла преддипломную практику на BMW и получила диплом инженера-разработчика. Сразу же после защиты диплома Кляйншмидт начала работать в BMW в отделе проектирования и разработки автомобилей. Казалось бы, все замечательно - любимая работа, великолепные перспективы для дальнейшего роста:

Но все перевернуло одно незначительное событие - еще в 1985 году Ютта впервые услышала о знаменитом марафоне "Париж-Дакар" и таком необычном виде автоспорта, как ралли-рейды. Впрочем, в этом не было ничего удивительного - в то время на "Дакарах" среди мотоциклистов не было равных Юберу Ориолю и Гастону Райе, выступавших на BMW. Не удивительно, что в Мюнхене такие успехи мало кого оставляли равнодушными. Но немногие бы рискнули попробовать свои силы в таком приключении. Ютта решилась:
 
  
 


Она потратила свой отпуск на то, чтобы в январе 1987 года отправиться на "Дакар" в качестве зрителя, причем совершенно необычного: Вы можете представить себе такого болельщика, который бы на собственном мотоцикле сопровождал участников знаменитого марафона до самого Дакара?

"Когда я услышала о ралли в пустыне, мне сразу захотелось попробовать свои силы в нем! По-моему, я оказалась единственным зрителем, которому удалось увидеть всю гонку от начала до конца. Это была великолепная авантюра!"

Чаще всего люди не чувствуют своеобразного очарования пустыни, и видят только бескрайние песчаные равнины, простирающиеся до самого горизонта. Но находится один из сотни, кто сумеет увидеть всю ее красоту и почувствовать романтику приключений. Тогда его сердце навсегда остается в пустыне и заставляет его возвращаться снова и снова: Именно это и произошло с нашей героиней.
 
  
 

Уже спустя полгода после своего авантюрного путешествия через Сахару Ютта официально стартовала в соревнованиях в категории мотоциклистов - дебют пришелся на "Ралли Фараонов". Как и положено, первый блин вышел комом:
"В Египте я в первый раз попробовала прыгнуть с дюны. Было много оптимизма и мало опыта - на слишком высокой скорости взлетела на дюну, а с вершины полетела кувырком: Дальнейшее, что помню - огромное количество песка и пыли, которого я наглоталась во время этого "полета". В общем, очень пыльная история:"

Этот казус не охладил Кляйншмидт - и пустыня приобрела нового поклонника. Теперь все зависело от того, сумеет ли неофитка Ютта постичь ее законы: Последовал первый старт на "Дакаре" в 1988 году - началось большое приключение длиной в 14 лет! Но все-таки казалось, что дальше обычного увлечения дело не пойдет - раз в год отправляться в Сахару за приключениями, потом возвращаться в Мюнхен к своей работе и готовиться к следующему отпуску. Как бы не так!
 
  
 



Несмотря на то, что Кляйншмидт работала в BMW, никакой технической поддержки она не получала - ей только предоставили мотоцикл, а его подготовкой пришлось заниматься самостоятельно. Но если у человека есть желание и любовь к авантюрам, то преград для него не существует. Ютта готовила свой мотоцикл в домашних условиях - зрелище совершенно неописуемое. Впрочем, слово нашей героине:
 
  
 



"Самой большой проблемой, с которой я столкнулась в то время - как доставить мотоцикл с улицы в квартиру и обратно. Пришлось пойти на небольшую ложь - я что-то выдумала домохозяйке и получила ключ от грузового лифта.
Немало хлопот доставил и оппозитный мотор (традиционная конструкция для мотоциклов BMW) - приходилось снимать один из цилиндров, чтобы протащить мотоцикл в двери. Пришлось мириться и с другими неудобствами - на моем кухонном столе посуда стояла вперемешку с деталями двигателя: кофейник соседствовал с головками цилиндров и тому подобное".
 
  
 


Выступать на автомобиле в пустыне - очень нелегко. Но намного тяжелее приходится мотоциклистам. Когда наблюдаешь со стороны, то даже понять невозможно, каким образом мотогонщикам удается следить за дорогой, искать необходимые ориентиры и попутно заглядывать в путевую книгу: Порой кажется, что без дополнительной пары глаз и рук такое проделать невозможно! А каково им приходится, когда техника неожиданно застревает в песчаных ловушках - и тогда приходится на собственном горбу выволакивать двухсот-трехсоткилограммовый байк на местечко потверже: А если до этого места несколько десятков метров?

И не стоит презрительно кривить губы, услышав, что Ютта Кляйншмидт в зачете мотоциклов финишировала 23-й на "Париж-Кейптаун" в 1992 году и 22-й на "Дакаре" спустя два года. Эта внешне хрупкая женщина выдержала испытание пустыней там, где "сломались" крепкие мужики: Причем до Кейптауна она добралась на стандартном BMW R100 GS!
 
  
 



В 1992 году Кляйншмидт предстояло сделать выбор - стать гонщиком-профессионалом (и неизвестно, добьется ли при этом успеха) или остаться инженером на BMW? Спорт победил - и Ютта решила начать все с нуля: сменила два колеса на четыре. В конце 1993 года она дебютировала как штурман Жана-Луи Шлессера. Но о мотогонках тоже не забывала и добилась успехов в категории мотоциклистов - четвертое (1993) и пятое (1994) места на "Ралли Фараонов". Только на смену "родному" BMW пришел австрийский КТМ:
 
  
 



Штурманская "школа" продолжалась недолго - уже в 1994 году Кляйншмидт стартовала на "Ралли Тунис" за рулем Buggy Schlesser. Позже она ненадолго пересела на Mitsubishi Pajero T1 - и сразу же продемонстрировала свои возможности: финишировала четвертой на UAE Desert Challenge (1994) и двенадцатой на "Дакаре" (1995). И это на серийном автомобиле! Вскоре последовало возвращение в "Шлессер", где и прошли три незабываемых года - именно в этой команде Ютта стала первой в истории женщиной, выигравшей спецучасток на "Дакаре".

"Самое интересное было, когда я выступала на одноместном багги - это был новый вызов для меня. На этой машине все приходилось делать самой - и пилотировать, и заниматься навигацией. Хорошо, что мне в свое время пришлось выступать на мотоциклах, иначе бы пришлось несладко".
 
  
 


В 1998 году в жизни Ютты начался новый этап - она получила приглашение от заводской "конюшни" "Мицубиси" (Ralliart Deutschland) и создала с Кристиной Тёрнер команду Ladies Team. И результаты этой необычной авантюры превзошли все ожидания - третье место на "Дакаре" 1999 года, причем в течение трех дней женский экипаж возглавлял общий зачет! За полтора года совместных выступлений был собран богатый урожай из подиумов практически на всех гонках, а также пятое место на "Париж-Дакар-Каир" в 2000 году.

 
  
 
Интересно, что Ютта не ограничивалась только ралли-рейдами. Появилось новое увлечение - многочасовые гонки на выносливость на автомобилях, близких к серийным. И наша героиня несколько раз стартовала в такой известной гонке, как "24 часа Нюрбургринга", проходящей на знаменитом 23-километровом кольце "Нордшляйф". И там ей сопутствовала удача: 1999 год - седьмое место в абсолюте и первое в классе (Carlsson-Mercedes SLK); 2000 год - десятое в абсолюте и второе в классе (Mitsubishi Lancer Evo VI). Позже ее даже приглашали в DTM (Deutsche Turenwagen Meisterschaft) участвовать в тестах Mercedes CLK-DTM. Разумеется, акция носила преимущественно рекламный характер, но все-таки:
 
  
 




"Я несколько раз выступала в ледовых гонках во Франции (Andros Trophy), и получила массу удовольствия! Это такие интересные, зажигательные соревнования - машина так необычно ведет себя на ледяном покрытии! Такое разнообразие в гонках замечательно соответствует моему девизу - Огонь и Лед!"

 
  
 

Осенью 2000 года произошла смена штурмана - на место Кристины Тёрнер пришел опытный Андреас Шульц, неоднократно стартовавший на "Дакарах" с Хироши Масуокой. Именно с Андреасом Кляйншмидт осуществила мечту всей своей жизни - в 2001 году она стала первой женщиной, выигравшей "Дакар"! Родилась первая и пока единственная Королева пустыни - суровая Сахара склонила голову перед той, чье сердце она покорила пятнадцать лет назад:
Эта победа стала событием сезона, и по итогам опроса ADAC (Автомобильный клуб Германии) Ютта была признана спортсменкой 2001 года. Кляйншмидт опередила даже признанного кумира немцев Михаэля Шумахера!
 
  
 







"Получилось очень забавно - мы с Андреасом порознь не сумели добиться успеха. Но стоило нам объединиться, как мы одержали победу!"


 
  
 

Уже несколько лет с большим интересом и симпатией наблюдаю за выступлениями Ютты Кляйншмидт в ралли-рейдах, и не устаю ею восхищаться. Вспоминается ее бесшабашность и дерзость - на одном из "Дакаров" Ютта просто проехала сквозь забор, лишь бы не возвращаться обратно и искать кружного пути. Но особенное уважение вызывают ее выносливость и неунывающий характер. Чего только стоил последний "Дакар", особенно отрезок Атар-Тиджикжа-Тишит, расположенный в центре Большого Эрга! В те дни участники буквально вываливались в изнеможении из своих автомобилей и практически не в состоянии были отвечать на вопросы журналистов: И на этом фоне поражала постоянная бодрость Ютты - часто даже казалось, что она просто совершила длительную прогулку по пустыне и получила от этого путешествия море удовольствия! И даже после многочасового блуждания по дюнам Сахары, за рулем выглядела не менее обаятельной и элегантной, чем на церемонии награждения лауреатов "Спортсмен Германии 2001 года".

Звездный час Ютты продолжается - в этом году она финишировала на марафоне "Аррас-Мадрид-Дакар" второй. Итого, три подиума за четыре года - фантастическая стабильность для такой суровой гонки, как "Дакар". И теперь у Кляйншмидт осталась только одна непокоренная вершина - победа в общем зачете Кубка мира по ралли-рейдам. И кто знает, может быть, нынешний год станет годом ее триумфа - ведь она по-прежнему остается Королевой пустыни:

Чего я и желаю ей от всей души!

Павел СКОБЛЕНКО

Данная статья не является интервью. Выделенные курсивом фрагменты заимствованы с персонального сайта Ютты Кляйншмидт (в переводе автора).

При подготовке статьи использованы материалы и фотографии с персонального сайта Ютты Кляйншмидт http://www.jutta-kleinschmidt.de/ и сайта компании Mitsubishi Motors http://www.mitsubishi-motors.co.jp/motorsports/

 
Rambler's Top100 Counted by L-STAT Kataloog Net-ee.com
 


Газовые генераторы с доставкой | цепные пилы от ведущих производителей | Надежная охрана объектов