Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Две разные гонки
 
24.01.2002 23.00 мск


Мотоциклы
1. Меони (I, КТМ) 48:00.59
2. Кокс (RSA, KTM) + 47.52
3. Сайнкт (F, KTM) + 1:20.25
Автомобили
1. Масуока/Мемон (J/F, Mitsubishi Pajero) 46:11.30
2. Кляйншмидт/Шульц (D/D, Mitsubishi Pajero) + 22.01
3. Шинозука/Дельи-Зотти (J/F, Mitsubishi Pajero) + 35.15
Грузовики
1. Чагин/Якубов/Савостин (RUS/RUS/RUS, КАМАЗ-49256) 65:12.14
2. Лопрайс/Калина/Хамерла (CZ/CZ/CZ, Tatra 815) + 4:23.05
3. Сугавара/Мацумото/Сузуки (J/J/J, Hino Ranger) + 6:30.34

 
  
 

Очередной, двадцать четвертый по счету автомотомарафон "Дакар" состоял из двух совершенно разных частей - многокилометрового перегона через половину Европы и настоящего сражения в пустыне Мавритании.


Первый взгляд на карту и расписание гонки не вызвал особого восторга - участникам предстояло стартовать в Аррасе (север Франции, возле бельгийской границы).
 
  
 
Потом следовало за четыре дня совершить гигантский перегон через Париж, Тулузу, Барселону и Мадрид к Гибралтарскому проливу, форсировать его и выйти к марокканскому Рабату. Дистанция этого марш-броска составляла почти 3000 км, из которых на три крошечных спецучастка приходилось всего лишь 47 км.
В такие моменты невольно задумываешься - стоит ли давать старт марафона в Европе, а потом заставлять участников вхолостую гнать несколько тысяч километров через всю Францию и Испанию? Все это было так не похоже на тот "Дакар", который мы представляем себе по телетрансляциям и публикациям в прессе:
 
  
 


В классе автомобилей безусловными фаворитами считалась четверка заводских экипажей "Мицубиси" - прошлогодняя победительница Ютта Кляйншмидт, Хироши Масуока, Жан-Пьер Фонтенэ и Кенджиро Шинозука. Весьма решительно был настроен "Ниссан", чьи цвета защищали Грегуар де Мевиус (достаточно известный по выступлениям в классическом ралли) и знаменитый Стефан Петерансель - в свое время он шесть раз покорил "Дакар" на мотоцикле. Для Стефана это уже четвертый "Дакар", в котором он участвует в качестве автогонщика - и в этой категории добился успеха, завоевав второе место в 2000 году в марафоне "Париж-Дакар-Каир".

Могло показаться странным, что в списке главных претендентов на победу отсутствовал Жан-Луи Шлессер.
 
  
 
Главной причиной столь низкой котировки шансов знаменитого француза являлось его новое багги Schlesser Kangoo DCI - под капотом вместо четырехлитрового бензинового Renault V8 появился 1,9-литровый турбодизель. По идее, экономичный двигатель позволит использовать бак меньшего объема и, соответственно, снизить общую массу автомобиля. Но вот хватит ли мощности, чтобы тягаться с Mitsubishi Pajero заводской подготовки?

У мотоциклистов победителем мог стать кто угодно - при условии, что он будет выступать за КТМ. Уже второй год никто даже не пытается составить какую-либо конкуренцию австрийскому производителю. Какое-то время с австрийцами пытался конкурировать BMW, в чем даже преуспел (победы в 1999 и 2000 годах) - но потом баварцы сосредоточили все свое внимание на Формуле-1 и потихоньку свернули остальные гоночные программы.
Поэтому заявочный лист у мотоциклистов выглядел довольно-таки однообразно - все сильнейшие выступали на КТМ различных модификаций. Теперь остается только просматривать протоколы прошлых лет и вспоминать об успехах "Ямахи", "Хонды", "Кадживы", "Сузуки":
Список претендентов на победу был солидный - Фабрицио Меони, Хоан Нани Рома, Хорди Аркаронс, Карло де Гавардо, Элфи Кокс, Ришар Сайнкт, Исидре Эстеве Пухоль, Джованни Сала: Несомненно, в этой категории следовало ожидать захватывающего сражения!

С грузовиками вообще сложилась очень интересная ситуация - FIA в прошлом году запретила использование прототипов вроде российского "КамАЗ" или чешской Tatra 815. Но осталась одна лазейка в техническом регламенте - к соревнованиям будут допущены только те грузовики, у которых двигатель находится под кабиной, а не в базе. Чем россияне и чехи не преминули воспользоваться, изменив компоновку согласно новым требованиям - но по своей сути грузовики остались прежними спортпрототипами. Однако, времени было в обрез, поэтому на "Дакаре" стартовали только один КамАЗ-49256 Владимира Чагина и два Tatra 815 Карела Лопрайса и Андре де Азеведу (точнее, Томаша Томечека, поскольку де Азеведу лишь формально считается первым пилотом). Только очень серьезные технические проблемы у этой могучей тройки могли дать небольшой шанс прочим участникам бороться за победу в классе грузовиков.

 
  
 
Европейские этапы ничего, кроме удивления, не вызвали - настолько непривычно было видеть знаменитых "пустынников" в непролазной грязи на крошечном шестикилометровом спецучастке. Еще более удивительным был тот факт, что после европейских допов у автомобилистов на втором месте очутился испанец Фернандо Хиль на Seat Cordoba WRC (автомобиль из классического ралли, переоборудованный под требования "Дакара"). К счастью, пилоты "Ниссана" немного навели порядок, заняв первое (де Мевиус) и третье (Петерансель) места:
У грузовиков вообще пришлось отменить два этапа из трех, записав всем участникам одинаковое условное время прохождения трассы. А на единственном состоявшемся заезде на 35-километровой трассе под Мадридом фавориты особенно не напрягались - только Чагину удалось показать второй результат, пропустив вперед итальянца Паттонио на легком Mercedes Unimog. На этой гонке все решается в Африке, а не в Европе...
 
  
 

Настоящий "Дакар" начался в Марокко 2 января, когда состоялся первый по-настоящему длинный спецучасток по маршруту Эр Рашидиа-Уарзазат (338 км). Тогда же и произошла одна из самых впечатляющих аварий нынешней гонки - дотла сгорел автомобиль Шлессера. От багги остались только несущий каркас и двигатель: Самым обидным было то, что француз показывал довольно-таки неплохие результаты - на момент схода он занимал девятую позицию в общем зачете. Кто знает, какие сюрпризы смог бы преподнести неугомонный Шлессер на своей дизельной "ракете"? По-моему, для него нет ничего невозможного. Например, несколько лет назад все были уверены, что на заднеприводном багги невозможно соперничать в пустыне с "полноприводниками"? Но два подряд выигранных "Дакара" доказали обратное:

 
  
 
Потом последовал двухдневный этап Уарзазат-Тан Тан-Зуерат, который закрутил невероятную интригу у автомобилистов - первая шестерка состояла из четырех заводских экипажей "Мицубиси", и компанию им составили де Мевиус с Петеранселем. Появилась надежда, что нынешний "Дакар" не превратится во внутренний чемпионат "Трех бриллиантов": Но уже следующий день поставил крест на амбициях "Ниссана". Де Мевиуса шел третьим, но техника не выдержала испытания песками Сахары - сначала не выдержала трансмиссия, ремонт которой занял несколько часов. Потом неожиданно проснулся зверский аппетит у двигателя, за считанные часы "выпившего" все топливо. В итоге, "ниссановцу" пришлось смириться с гигантским штрафом (24 часа!) и продолжить гонку на "доезд" - 74-ое место в общем зачете не позволяло рассчитывать даже на чудо:
 
  
 

У мотоциклистов какое-то время была настоящая чехарда - на первом месте поочередно побывали Кари Тианен, Хоан Рома, Фабрицио Меони. Впрочем, это лидерство можно было считать достаточно условным - первая восьмерка уложилась в полчаса. Одна ошибка в навигации, и протоколы примут совершенно иной вид:
Великолепно выступил Чагин - российский экипаж буквально деморализовал своих соперников из "Татры". Когда участники вечером 5 января расположились в Атаре на отдых, "КамАЗ" оторвался от обоих Tatra 815 почти на два часа. Просто замечательно выступил 60-летний японец Сугавара - на компактном Hino Ranger он занимал четвертую позицию и отставал от Лопрайса и де Азвевду только на 20 минут.

 
  
 
Самыми тяжелыми оказались мавританские этапы - организаторы не зря устроили перед ними день отдыха в Атаре. Потом участники четыре дня крутились в треугольнике Атар-Тиджикжа-Тишит, в самом сердце Большого Эрга, так называемых Дюнах Смерти. Это место "прославилось" еще в 1994 году во время марафона "Париж-Дакар-Париж", когда экипажи "Мицубиси" Фонтенэ и Саби двое суток просидели в пустыне:
И сейчас Большой Эрг не изменил себе - "выкосил" почти половину всего пелетона. Причем многим пришлось провести больше суток в дюнах. Во всяком случае, немало экипажей прибыли на бивуак уже после того, как лидеры ушли на следующий этап:О том, насколько тяжелыми оказались этапы в Мавритании, можно судить по одному эпизоду. Уже после испытания Дюнами Смерти, на пути из Тишита в Киффу испанец Хоан Рома (КТМ), претендовавший на победу, буквально потерял сознание за рулем своего мотоцикла, при падении получил травмы головы и выбыл из борьбы. Именно этот эпизод сделал прошлогоднего победителя Фабрицио Меони недосягаемым для соперников.
Не выдержал даже "железный" Стефан Петерансель. Француз просто не вышел на старт кольцевого маршрута Тишит-Тишит - после того, как целую ночь проблуждал по пустыне. Свою роль и сыграли и невероятные капризы погоды - сначала разбушевалась песчаная буря, а позже отверзлись хляби небесные и в некоторых местах превратили трассу в полужидкую песчаную кашу. Наверняка даже участники со стажем не могли вспомнить таких погодных сюрпризов. Дождь в пустыне - зрелище до того невероятное, что хочется порой протереть глаза: не мерещится ли такое?

 
  
 
Именно в пустынях Мавритании определились победители "Дакара-2002". Стоило однажды у Кляйншмидт возникнуть проблемам с навигацией - и Масуока оказался вне досягаемости. Однако не следует считать второе место немки неудачей, хоть ей и не удалось одержать вторую подряд победу - не забывайте, что на четырех последних "Дакарах" Ютта трижды финишировала в тройке! Очень тяжело пришлось ветерану соревнований Шинозуке - японцу пришлось бороться с болями в травмированной два года назад спине. В итоге, Кенджиро пришлось воспользоваться специальным фиксирующим воротником:
Выше всяких похвал выступил экипаж "КамАЗа" Чагин-Якубов-Савостин. На протяжении всего марафона российская команда ни разу не заставила усомниться в своем преимуществе над "Татрой" - чего только стоят семь выигранных этапов! Стоит отметить, что в Набережных Челнах за короткий промежуток времени удалось подготовить фантастически надежную гоночную технику. Самое интересное, что в абсолютном зачете (объединяющем автомобили и грузовики) Чагин занял двенадцатое место! Теперь Владимир Чагин - двукратный триумфатор "Дакара", и будем надеяться на его новые победы!
Судя по всему, "Татре" не удалось решить проблему распределения веса по осям, связанную с перемещением двигателя под кабину. Об этом свидетельствуют почти одинаковые поломки у обоих экипажей: у де Азаведу буквально развалился передний мост, что отбросило его на десятое место в зачете грузовиков. Нечто подобное произошло и у Лопрайса, хотя и не настолько серьезно - чеху удалось сохранить свою вторую позицию.
Кроме того, Чагин победил и в психологическом противоборстве с опытным Лопрайсом (шесть побед на "Дакарах" говорят сами за себя). Россиянин вынудил Карела постоянно рисковать, ломиться в поисках короткого пути через самые непролазные места - и поломки у "Татры" не заставили себя ждать:

 
  
 
После фейерверка событий в Дюнах Смерти оставшиеся километры до Дакара оказались не слишком интересными, если не считать падения Ромы. Хотя стоило бы упомянуть об очередном сюрпризе организаторов на маршруте Тишит-Киффа - секретном пункте контроля времени (ПКВ). Немало участников попались в эту ловушку, и особенно дорого обошлась эта ошибка Карло де Гавардо - двухчасовой штраф лишил чилийца третьего места в зачете мотоциклистов:
После таких испытаний в мавританских пустынях проникаешься особым восхищением к тем, кто сумел финишировать в Дакаре. Особого восхищения заслуживают женщины, прошедшие этот песчаный ад, в котором сдались многие мужчины - немка Ютта Кляйншмидт, бельгийка Ванина Икс (дочь знаменитого Жаки Икса, пилота Формулы-1, шестикратного победителя Ле-Мана, победителя "Дакара" в 1984 году), полька Мартина Войцеховска, японка Наоко Мацумото (штурман Сугавары): Безусловно, приз зрительских симпатий заслужила мотогонщица Андреа Майер - немка не скрывала, что выступает ради собственного удовольствия и получает массу эмоций!

Чем хорош "Дакар" - так это тем, что в нем участвует самая разнообразная гоночная техника - помимо классических автомобилей и мотоциклов, можно встретить совершенно невообразимые конструкции: одноместные багги, трициклы и квадрициклы, порой встречаются даже мотоциклы с колясками:
Поражает все! Когда наблюдаешь со стороны, то даже понять невозможно, каким образом мотоциклистам удается следить за дорогой, искать необходимые ориентиры и попутно заглядывать в путевую книгу: Порой кажется, что без дополнительной пары глаз и рук такое проделать невозможно!
 
  
 

Или представьте себе стремительные прыжки с вершин дюн, когда автомобиль или мотоцикл взлетают куда-то под бескрайнее небо и приземляются впереди в нескольких десятках метров.
А гонки грузовиков вообще заслуживают отдельного описания. Многотонный грузовик, способный мчаться на отдельных участках трассы со скоростью под 140, причем экипаж взирает на окрестные пейзажи с почти трехметровой высоты - зрелище совершенно неописуемое! Особенно поражает, когда КамАЗ или Tatra на полном ходу переваливают через гребни барханов - машина буквально встает на дыбы и через лобовое стекло можно увидеть только небо над головой. И вдруг в следующее мгновение грузовик внезапно буквально опрокидывается на нос! Кажется, в такой момент можно пересчитать все песчинки на склоне, который вдруг заслоняет все поле зрения: Ощущения не для слабонервных!

Чтобы участвовать в "Дакаре", надо быть романтиком и всей душой любить приключения - с другим характером в пустыне не выдерживают. И только благодаря этим чувствам люди снова и снова отправляются в Африку за приключениями. Порой после очередного тяжелейшего этапа или бессонной ночи хочется послать все подальше: "Гори оно все синим пламенем! Никогда больше не поеду в Африку!". Но уже после финиша начинают с нетерпением ждать следующего приключения. Таково незримое очарование "Дакара"!

 
  
 
И хотелось бы напоследок поделиться одним соображением. Четыре года назад под запрет попал класс Т3 (спортпрототипы) - самая мощная и зрелищная категория автомобилей. Можно долго и с ностальгией вспоминать баталии "Ситроена" и "Мицубиси", когда в пустынях Африки сражались легендарные Citroёn ZX Rallye-Raid и Mitsubishi Pajero T3. Но, похоже, сейчас нынешний класс Т2 по своим характеристикам понемногу приближается к запретному Т3. Достаточно только взглянуть на заводские Mitsubishi Pajero/Montero - с серийными собратьями их объединяет только внешнее сходство. Или Mitsubishi L200 Strakar, на которых Соуза и Аль-Хаджри заняли пятое и шестое места в марафоне - эти машины практически ничем не напоминают стандартные пикапы L200. Если автомобиль способен разогнаться в пустыне до 170-180 км/ч, то это настоящий спортпрототип!

© 2002 Текст и оформление - Павел СКОБЛЕНКО
Информационная поддержка и фотографии от Mitsubishi Motors.
Information support and photos from Mitsubishi Motors.
 
Rambler's Top100 Counted by L-STAT Kataloog Net-ee.com
 


Газовые генераторы с доставкой | цепные пилы от ведущих производителей | Надежная охрана объектов