Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
Две разные гонки
 
24.01.2002 23.00 мск


Мотоциклы
1. Меони (I, КТМ) 48:00.59
2. Кокс (RSA, KTM) + 47.52
3. Сайнкт (F, KTM) + 1:20.25
Автомобили
1. Масуока/Мемон (J/F, Mitsubishi Pajero) 46:11.30
2. Кляйншмидт/Шульц (D/D, Mitsubishi Pajero) + 22.01
3. Шинозука/Дельи-Зотти (J/F, Mitsubishi Pajero) + 35.15
Грузовики
1. Чагин/Якубов/Савостин (RUS/RUS/RUS, КАМАЗ-49256) 65:12.14
2. Лопрайс/Калина/Хамерла (CZ/CZ/CZ, Tatra 815) + 4:23.05
3. Сугавара/Мацумото/Сузуки (J/J/J, Hino Ranger) + 6:30.34

 
  
 

Очередной, двадцать четвертый по счету автомотомарафон "Дакар" состоял из двух совершенно разных частей - многокилометрового перегона через половину Европы и настоящего сражения в пустыне Мавритании.


Первый взгляд на карту и расписание гонки не вызвал особого восторга - участникам предстояло стартовать в Аррасе (север Франции, возле бельгийской границы).
 
  
 
Потом следовало за четыре дня совершить гигантский перегон через Париж, Тулузу, Барселону и Мадрид к Гибралтарскому проливу, форсировать его и выйти к марокканскому Рабату. Дистанция этого марш-броска составляла почти 3000 км, из которых на три крошечных спецучастка приходилось всего лишь 47 км.
В такие моменты невольно задумываешься - стоит ли давать старт марафона в Европе, а потом заставлять участников вхолостую гнать несколько тысяч километров через всю Францию и Испанию? Все это было так не похоже на тот "Дакар", который мы представляем себе по телетрансляциям и публикациям в прессе…
 
  
 


В классе автомобилей безусловными фаворитами считалась четверка заводских экипажей "Мицубиси" - прошлогодняя победительница Ютта Кляйншмидт, Хироши Масуока, Жан-Пьер Фонтенэ и Кенджиро Шинозука. Весьма решительно был настроен "Ниссан", чьи цвета защищали Грегуар де Мевиус (достаточно известный по выступлениям в классическом ралли) и знаменитый Стефан Петерансель - в свое время он шесть раз покорил "Дакар" на мотоцикле. Для Стефана это уже четвертый "Дакар", в котором он участвует в качестве автогонщика - и в этой категории добился успеха, завоевав второе место в 2000 году в марафоне "Париж-Дакар-Каир".

Могло показаться странным, что в списке главных претендентов на победу отсутствовал Жан-Луи Шлессер.
 
  
 
Главной причиной столь низкой котировки шансов знаменитого француза являлось его новое багги Schlesser Kangoo DCI - под капотом вместо четырехлитрового бензинового Renault V8 появился 1,9-литровый турбодизель. По идее, экономичный двигатель позволит использовать бак меньшего объема и, соответственно, снизить общую массу автомобиля. Но вот хватит ли мощности, чтобы тягаться с Mitsubishi Pajero заводской подготовки?

У мотоциклистов победителем мог стать кто угодно - при условии, что он будет выступать за КТМ. Уже второй год никто даже не пытается составить какую-либо конкуренцию австрийскому производителю. Какое-то время с австрийцами пытался конкурировать BMW, в чем даже преуспел (победы в 1999 и 2000 годах) - но потом баварцы сосредоточили все свое внимание на Формуле-1 и потихоньку свернули остальные гоночные программы.
Поэтому заявочный лист у мотоциклистов выглядел довольно-таки однообразно - все сильнейшие выступали на КТМ различных модификаций. Теперь остается только просматривать протоколы прошлых лет и вспоминать об успехах "Ямахи", "Хонды", "Кадживы", "Сузуки"…
Список претендентов на победу был солидный - Фабрицио Меони, Хоан Нани Рома, Хорди Аркаронс, Карло де Гавардо, Элфи Кокс, Ришар Сайнкт, Исидре Эстеве Пухоль, Джованни Сала… Несомненно, в этой категории следовало ожидать захватывающего сражения!

С грузовиками вообще сложилась очень интересная ситуация - FIA в прошлом году запретила использование прототипов вроде российского "КамАЗ" или чешской Tatra 815. Но осталась одна лазейка в техническом регламенте - к соревнованиям будут допущены только те грузовики, у которых двигатель находится под кабиной, а не в базе. Чем россияне и чехи не преминули воспользоваться, изменив компоновку согласно новым требованиям - но по своей сути грузовики остались прежними спортпрототипами. Однако, времени было в обрез, поэтому на "Дакаре" стартовали только один КамАЗ-49256 Владимира Чагина и два Tatra 815 Карела Лопрайса и Андре де Азеведу (точнее, Томаша Томечека, поскольку де Азеведу лишь формально считается первым пилотом). Только очень серьезные технические проблемы у этой могучей тройки могли дать небольшой шанс прочим участникам бороться за победу в классе грузовиков.

 
  
 
Европейские этапы ничего, кроме удивления, не вызвали - настолько непривычно было видеть знаменитых "пустынников" в непролазной грязи на крошечном шестикилометровом спецучастке. Еще более удивительным был тот факт, что после европейских допов у автомобилистов на втором месте очутился испанец Фернандо Хиль на Seat Cordoba WRC (автомобиль из классического ралли, переоборудованный под требования "Дакара"). К счастью, пилоты "Ниссана" немного навели порядок, заняв первое (де Мевиус) и третье (Петерансель) места…
У грузовиков вообще пришлось отменить два этапа из трех, записав всем участникам одинаковое условное время прохождения трассы. А на единственном состоявшемся заезде на 35-километровой трассе под Мадридом фавориты особенно не напрягались - только Чагину удалось показать второй результат, пропустив вперед итальянца Паттонио на легком Mercedes Unimog. На этой гонке все решается в Африке, а не в Европе...
 
  
 

Настоящий "Дакар" начался в Марокко 2 января, когда состоялся первый по-настоящему длинный спецучасток по маршруту Эр Рашидиа-Уарзазат (338 км). Тогда же и произошла одна из самых впечатляющих аварий нынешней гонки - дотла сгорел автомобиль Шлессера. От багги остались только несущий каркас и двигатель… Самым обидным было то, что француз показывал довольно-таки неплохие результаты - на момент схода он занимал девятую позицию в общем зачете. Кто знает, какие сюрпризы смог бы преподнести неугомонный Шлессер на своей дизельной "ракете"? По-моему, для него нет ничего невозможного. Например, несколько лет назад все были уверены, что на заднеприводном багги невозможно соперничать в пустыне с "полноприводниками"? Но два подряд выигранных "Дакара" доказали обратное…

 
  
 
Потом последовал двухдневный этап Уарзазат-Тан Тан-Зуерат, который закрутил невероятную интригу у автомобилистов - первая шестерка состояла из четырех заводских экипажей "Мицубиси", и компанию им составили де Мевиус с Петеранселем. Появилась надежда, что нынешний "Дакар" не превратится во внутренний чемпионат "Трех бриллиантов"… Но уже следующий день поставил крест на амбициях "Ниссана". Де Мевиуса шел третьим, но техника не выдержала испытания песками Сахары - сначала не выдержала трансмиссия, ремонт которой занял несколько часов. Потом неожиданно проснулся зверский аппетит у двигателя, за считанные часы "выпившего" все топливо. В итоге, "ниссановцу" пришлось смириться с гигантским штрафом (24 часа!) и продолжить гонку на "доезд" - 74-ое место в общем зачете не позволяло рассчитывать даже на чудо…
 
  
 

У мотоциклистов какое-то время была настоящая чехарда - на первом месте поочередно побывали Кари Тианен, Хоан Рома, Фабрицио Меони. Впрочем, это лидерство можно было считать достаточно условным - первая восьмерка уложилась в полчаса. Одна ошибка в навигации, и протоколы примут совершенно иной вид…
Великолепно выступил Чагин - российский экипаж буквально деморализовал своих соперников из "Татры". Когда участники вечером 5 января расположились в Атаре на отдых, "КамАЗ" оторвался от обоих Tatra 815 почти на два часа. Просто замечательно выступил 60-летний японец Сугавара - на компактном Hino Ranger он занимал четвертую позицию и отставал от Лопрайса и де Азвевду только на 20 минут.

 
  
 
Самыми тяжелыми оказались мавританские этапы - организаторы не зря устроили перед ними день отдыха в Атаре. Потом участники четыре дня крутились в треугольнике Атар-Тиджикжа-Тишит, в самом сердце Большого Эрга, так называемых Дюнах Смерти. Это место "прославилось" еще в 1994 году во время марафона "Париж-Дакар-Париж", когда экипажи "Мицубиси" Фонтенэ и Саби двое суток просидели в пустыне…
И сейчас Большой Эрг не изменил себе - "выкосил" почти половину всего пелетона. Причем многим пришлось провести больше суток в дюнах. Во всяком случае, немало экипажей прибыли на бивуак уже после того, как лидеры ушли на следующий этап…О том, насколько тяжелыми оказались этапы в Мавритании, можно судить по одному эпизоду. Уже после испытания Дюнами Смерти, на пути из Тишита в Киффу испанец Хоан Рома (КТМ), претендовавший на победу, буквально потерял сознание за рулем своего мотоцикла, при падении получил травмы головы и выбыл из борьбы. Именно этот эпизод сделал прошлогоднего победителя Фабрицио Меони недосягаемым для соперников.
Не выдержал даже "железный" Стефан Петерансель. Француз просто не вышел на старт кольцевого маршрута Тишит-Тишит - после того, как целую ночь проблуждал по пустыне. Свою роль и сыграли и невероятные капризы погоды - сначала разбушевалась песчаная буря, а позже отверзлись хляби небесные и в некоторых местах превратили трассу в полужидкую песчаную кашу. Наверняка даже участники со стажем не могли вспомнить таких погодных сюрпризов. Дождь в пустыне - зрелище до того невероятное, что хочется порой протереть глаза: не мерещится ли такое?

 
  
 
Именно в пустынях Мавритании определились победители "Дакара-2002". Стоило однажды у Кляйншмидт возникнуть проблемам с навигацией - и Масуока оказался вне досягаемости. Однако не следует считать второе место немки неудачей, хоть ей и не удалось одержать вторую подряд победу - не забывайте, что на четырех последних "Дакарах" Ютта трижды финишировала в тройке! Очень тяжело пришлось ветерану соревнований Шинозуке - японцу пришлось бороться с болями в травмированной два года назад спине. В итоге, Кенджиро пришлось воспользоваться специальным фиксирующим воротником…
Выше всяких похвал выступил экипаж "КамАЗа" Чагин-Якубов-Савостин. На протяжении всего марафона российская команда ни разу не заставила усомниться в своем преимуществе над "Татрой" - чего только стоят семь выигранных этапов! Стоит отметить, что в Набережных Челнах за короткий промежуток времени удалось подготовить фантастически надежную гоночную технику. Самое интересное, что в абсолютном зачете (объединяющем автомобили и грузовики) Чагин занял двенадцатое место! Теперь Владимир Чагин - двукратный триумфатор "Дакара", и будем надеяться на его новые победы!
Судя по всему, "Татре" не удалось решить проблему распределения веса по осям, связанную с перемещением двигателя под кабину. Об этом свидетельствуют почти одинаковые поломки у обоих экипажей: у де Азаведу буквально развалился передний мост, что отбросило его на десятое место в зачете грузовиков. Нечто подобное произошло и у Лопрайса, хотя и не настолько серьезно - чеху удалось сохранить свою вторую позицию.
Кроме того, Чагин победил и в психологическом противоборстве с опытным Лопрайсом (шесть побед на "Дакарах" говорят сами за себя). Россиянин вынудил Карела постоянно рисковать, ломиться в поисках короткого пути через самые непролазные места - и поломки у "Татры" не заставили себя ждать…

 
  
 
После фейерверка событий в Дюнах Смерти оставшиеся километры до Дакара оказались не слишком интересными, если не считать падения Ромы. Хотя стоило бы упомянуть об очередном сюрпризе организаторов на маршруте Тишит-Киффа - секретном пункте контроля времени (ПКВ). Немало участников попались в эту ловушку, и особенно дорого обошлась эта ошибка Карло де Гавардо - двухчасовой штраф лишил чилийца третьего места в зачете мотоциклистов…
После таких испытаний в мавританских пустынях проникаешься особым восхищением к тем, кто сумел финишировать в Дакаре. Особого восхищения заслуживают женщины, прошедшие этот песчаный ад, в котором сдались многие мужчины - немка Ютта Кляйншмидт, бельгийка Ванина Икс (дочь знаменитого Жаки Икса, пилота Формулы-1, шестикратного победителя Ле-Мана, победителя "Дакара" в 1984 году), полька Мартина Войцеховска, японка Наоко Мацумото (штурман Сугавары)… Безусловно, приз зрительских симпатий заслужила мотогонщица Андреа Майер - немка не скрывала, что выступает ради собственного удовольствия и получает массу эмоций!

Чем хорош "Дакар" - так это тем, что в нем участвует самая разнообразная гоночная техника - помимо классических автомобилей и мотоциклов, можно встретить совершенно невообразимые конструкции: одноместные багги, трициклы и квадрициклы, порой встречаются даже мотоциклы с колясками…
Поражает все! Когда наблюдаешь со стороны, то даже понять невозможно, каким образом мотоциклистам удается следить за дорогой, искать необходимые ориентиры и попутно заглядывать в путевую книгу… Порой кажется, что без дополнительной пары глаз и рук такое проделать невозможно!
 
  
 

Или представьте себе стремительные прыжки с вершин дюн, когда автомобиль или мотоцикл взлетают куда-то под бескрайнее небо и приземляются впереди в нескольких десятках метров.
А гонки грузовиков вообще заслуживают отдельного описания. Многотонный грузовик, способный мчаться на отдельных участках трассы со скоростью под 140, причем экипаж взирает на окрестные пейзажи с почти трехметровой высоты - зрелище совершенно неописуемое! Особенно поражает, когда КамАЗ или Tatra на полном ходу переваливают через гребни барханов - машина буквально встает на дыбы и через лобовое стекло можно увидеть только небо над головой. И вдруг в следующее мгновение грузовик внезапно буквально опрокидывается на нос! Кажется, в такой момент можно пересчитать все песчинки на склоне, который вдруг заслоняет все поле зрения… Ощущения не для слабонервных!

Чтобы участвовать в "Дакаре", надо быть романтиком и всей душой любить приключения - с другим характером в пустыне не выдерживают. И только благодаря этим чувствам люди снова и снова отправляются в Африку за приключениями. Порой после очередного тяжелейшего этапа или бессонной ночи хочется послать все подальше: "Гори оно все синим пламенем! Никогда больше не поеду в Африку!". Но уже после финиша начинают с нетерпением ждать следующего приключения. Таково незримое очарование "Дакара"!

 
  
 
И хотелось бы напоследок поделиться одним соображением. Четыре года назад под запрет попал класс Т3 (спортпрототипы) - самая мощная и зрелищная категория автомобилей. Можно долго и с ностальгией вспоминать баталии "Ситроена" и "Мицубиси", когда в пустынях Африки сражались легендарные Citroёn ZX Rallye-Raid и Mitsubishi Pajero T3. Но, похоже, сейчас нынешний класс Т2 по своим характеристикам понемногу приближается к запретному Т3. Достаточно только взглянуть на заводские Mitsubishi Pajero/Montero - с серийными собратьями их объединяет только внешнее сходство. Или Mitsubishi L200 Strakar, на которых Соуза и Аль-Хаджри заняли пятое и шестое места в марафоне - эти машины практически ничем не напоминают стандартные пикапы L200. Если автомобиль способен разогнаться в пустыне до 170-180 км/ч, то это настоящий спортпрототип!

© 2002 Текст и оформление - Павел СКОБЛЕНКО
Информационная поддержка и фотографии от Mitsubishi Motors.
Information support and photos from Mitsubishi Motors.
 
Rambler's Top100 Counted by L-STAT Kataloog Net-ee.com
 


Газовые генераторы с доставкой | цепные пилы от ведущих производителей | Надежная охрана объектов