Предыдущая   На главную   Содержание
 
В погоне за звуком
 
ЧАСТЬ 1

Автоспорт родился почти одновременно с автомобилем - всегда было интересно выяснить, какая из машин быстрее и лучше. И поэтому в 1895 году состоялся первый автопробег по маршруту Париж-Бордо-Париж. Чуть погодя люди задались вопросом - а какой скорости можно достичь на автомобиле? Так родилась идея рекордных заездов...

Первые рекорды

Все началось 18 декабря 1898 года во французском городке Ашер, где был установлен первый официальный рекорд скорости - почин сделал Гастон де Шасслу-Лоба на Jeantaud Duc. Этот так называемый автомобиль весил полторы тонны и приводился в движение двумя электродвигателями общей мощностью 36 лошадиных сил. Поэтому невзрачная, по нынешним меркам, скорость 63,15 км/ч стала настоящим достижением.
Спустя несколько дней в Ашер прибыл бельгийский гонщик Камиль Женатзи с электромобилем собственной конструкции CGA Dogcart или, попросту, Jenatzy. Уже 17 января 1899 года бельгиец промчался километровый отрезок со средней скоростью 66,66 км/ч, однако его рекорд просуществовал только несколько часов. Де Шасслу-Лоба вернул себе первенство с результатом 70,31 км/ч. Это франко-бельгийское соперничество продолжалось до 29 апреля 1899 года, когда Женатзи на своей усовершенствованной "торпеде", получившей необычное имя La Jamais Contente ("Всегда недовольная"), превысил стокилометровый барьер - 105,88 км/ч! Удивительно, но такая скорость впервые была достигнута именно на электромобиле, а не на привычном сейчас автомобиле с двигателем внутреннего сгорания. Впоследствии ни Женатзи, ни де Шасслу-Лоба так и не смогли превзойти это достижение - их техника уже исчерпала свои возможности...
 
  
 

Неразбериха

Почти три года на достижение "Всегда недовольной" никому не удавалось покуситься. Но так долго продолжаться не могло - появились более эффективные двигатели внутреннего сгорания. Однако следующим рекордсменом стал француз Леон Серполле на паромобиле(!) Gardner-Serpollet, который 13 апреля 1902 года установил новый ориентир - 120,80 км/ч. С этого момента рекорды скорости стали обновляться чуть ли не ежемесячно - титулом "Короля скорости" владели Уильям Вандербильт, Анри Фурнье, Артур Дюрэ, Луи Риголли, Виктор Эмери... Причем в то время почти все отдавали предпочтение автомобилям Mors Z и Gobron Brillie.
Скоростная лихорадка вспыхнула и по другую сторону Атлантики - американцы задались целью доказать, что они ни в чем не уступают европейцам, а кое в чем и даже превосходят их. В поединок ввязался даже Генри Форд на своем потрясающем "локомотиве" Ford Arrow (впрочем, гораздо больше известен его "близнец" Ford 999), который 12 января 1904 года на льду озера Сент-Клэр показал невообразимую по тем временам скорость 147,05 км/ч. А в 1906 году (26 января) во второй и последний раз рекорд был установлен на "паровике" - на этот раз отличился американец Фред Мэрриотт на Stanley Rocket, вплотную подобравшийся к 200-километровому рубежу (195,65 км/ч)...
Однако серьезным недостатком являлось отсутствие каких-либо единых правил - поэтому большинство достижений, установленных в США, так и не были признаны в Европе. Требовалось создать какой-то единый регламент, который позволил бы в будущем избежать недоразумений при регистрации и утверждении рекордных достижений. К 1914 году, наконец, были сформулированы основные требования: необходимо преодолеть одну милю (1609,334 м) с ходу, причем попутно фиксируется и результат на километровой дистанции. Самым главным стало решение проводить два заезда (в противоположных направлениях), причем итоговая скорость определяется как среднее арифметическое скоростей в обоих заездах.
Первый рекорд по новым правилам был зафиксирован 24 июня 1914 года в Бруклэндсе (Великобритания), где англичанин Хорнстед на Benz 200hp "выдал" 199,70 км/ч. Однако через месяц с небольшим началась Первая Мировая война и о соревнованиях пришлось забыть почти на пять лет...
После войны на первый план вырвались англичане, которые надолго стали законодателями мод в этом специфическом виде автоспорта. Соответственно, приоритет стали отдавать рекордам на дистанции в одну милю, а скорость обозначать в милях в час... А перевод этих единиц в привычную для нас метрическую систему - всего лишь дань уважения всему остальному миру, не приспособившемуся к английским единицам измерения.
 
  
 

Кэмпбелл и его птица счастья

Вряд ли знаменитый бельгийский драматург Морис Метерлинк (лауреат Нобелевской премии, автор знаменитой пьесы "Синяя птица") мог предположить, что его птица счастья станет символом скорости. Но так и произошло, благодаря Малкольму Кэмпбеллу...
Уже в 1912 году все автомобили, на которых Кэмпбелл участвовал в гонках, были окрашены в синий цвет и носили имя Bluebird. Так назывался и Sunbeam 350hp, на котором 25 сентября 1924 года в Пендайн Сэндс англичанин установил свой первый рекорд, развив скорость 235,22 км/ч. Однако у Малкольма нашлись достойные соперники, соотечественники Перри Томас и Генри Сигрэйв. Поначалу соперники шли к своему успеху различными путями. Первые двое стремились увеличить мощность двигателя путем наращивания его рабочего объема - у Кэмпбелла на Sunbeam 350hp Bluebird стоял 18-литровый мотор, а сам автомобиль весил 1550 кг. Томас пошел еще дальше - его B.A.B.S. весил 1780 кг и имел 600-сильный 27-литровый авиационный двигатель. Сигрэйв же отдал предпочтение легкому (915 кг) Sunbeam Tiger с высокооборотным турбомотором (4 л, 306 л.с.).
 
  
 

В 1925-1926 годах эта троица успела по разу отнять друг у друга рекорд скорости, причем последним стал Перри Томас, поднявший планку до отметки 275,21 км/ч. В результате, Кэмпбелл решил самостоятельно заняться созданием скоростных автомобилей, и в начале 1927 года явился в Пендайн с болидом собственной конструкции - Bluebird с двигателем Napier Lion (22 л, 450 л.с.). Мощность, как нетрудно заметить, заметно выросла, но и вес этого гоночного снаряда был солидный, почти три тонны! Однако это не помешало Малкольму установить рекорд, кстати, последний в Европе - 281,44 км/ч. Через месяц Перри Томас попытался превзойти это достижение, но во время заезда его B.A.B.S. перевернулся и пилот погиб.
Тем временем Генри Сигрэйв отправился в Дайтона Бич (США) с громадным четырехтонным Sunbeam 1000hp - на нем были установлены два 22,5-литровых двигателя, мощность которых достигала 1000 л.с. На этом сухопутном "истребителе" 29 марта 1927 года Сигрэйв впервые преодолел рубеж 200 миль в час (примерно 320 км/ч) - планка поднялась до отметки 327,97 км. В то время даже не все самолеты могли летать с такой скоростью! Самое смешное, что болид носил имя Slug, что в переводе с английского означает... "улитка, слизень".
В 1928 году Кэмпбелл вернул себе рекорд (333,05 км/ч) на Bluebird 3 - двигатель стал в два раза мощнее (900 л.с.), зато сам автомобиль "похудел" на 400 кг по сравнению с предыдущей версией. Однако через два месяца в лидеры неожиданно выскочил американец Рэй Кич на White Triplex. Этот автомобиль был воистину фантастическим - четыре тонны веса, три 27-литровых двигателя общей мощностью 1500 л.с. Правда, скорость была не настолько сногсшибательной, как можно было ожидать - Кич улучшил достижение Кэмпбелла менее чем на километр (334,02 км/ч). Не везло другому американцу Фрэнку Локхарту - его миниатюрный Stutz Black Hawk все время самую малость не дотягивал до результатов Кэмпбелла...
Вскоре на первый план снова выдвинулся Генри Сигрэйв, на этот раз с новым "истребителем пространства" - Golden Arrow. Двигатель был тот же, что и на Bluebird 3, зато аэродинамика автомобиля оказалась революционной - носовая часть напоминала клин.Гораздо позже такую идею реализовал знаменитый конструктор Формулы-1Колин Чэпмен в своем Lotus 72. Не удивительно, что Сигрэйв намного превзошел предыдущий результат (372,66 км/ч). К сожалению, это был последний успех Генри - в 1930 году он установил рекорд скорости на воде (158,76 км/ч), но после окончания заплыва его катер Miss England II подскочил на волне, взлетел в воздух и разрушился. Ни Сигрэйв, ни его механик Холлиуэлл не сумели спастись.
Так Малкольм Кэмпбелл остался в одиночестве, и на протяжении пяти лет никому не удавалось соперничать с ним... Какое-то время пытался бороться англичанин Дон Кэй, но после того, как в 1930 году его Silver Bullet разбился в Дайтоне, он переключился на рекорды скорости на воде. В общей сложности, Кэмпбелл девять раз устанавливал рекорды скорости. Последний раз это произошло 3 сентября 1935 года в Бонневилле (штат Юта, США), когда Bluebird 5 (спроектированный Рейдом Рейлтоном) преодолел 300-мильную отметку - 484,62 км/ч. Техника была впечатляющей во всех отношениях - длина 8,22 м, вес 4800 кг, авиационный двигатель Rolls Royce с рабочим объемом 36 литров и с турбонаддувом. Мощность же составляла 2500 л.с.! После этого Малкольм, уже удостоенный к тому времени почетного титула "Сэр", занялся созданием скоростных катеров, в чем с блеском преуспел - в 1939 году он загнал "водный" рекорд на невообразимую высоту: 228,56 км/ч!
 
  
 

"Битва на соли"

К середине 30-х годов "Столица скорости" постепенно переместилась из Дайтона Бич в Бонневилль. Знаменитые соляные озера Юты стали настоящей находкой для очередных скоростных заездов - огромные пространства, покрытые прочной ровной коркой соли. И ехать можно в любом направлении!
После ухода Кэмпбелла объявились сразу два претендента - британцы Джордж Истон и Джон Кобб, и оба они пришли из авиации. Первым в Бонневилле объявился Истон - 19 ноября 1937 года он на шестиколесном Thunderbolt ("Удар молнии") разменял пятую сотню, "выдав" 501,16 км/ч. Тем временем Кобб пригласил к себе конструктора Рейда Рейлтона, автора последних "Синих птиц". В результате, на свет появился Railton Napier весьма оригинальной конструкции. Например, Рейлтон справедливо рассудил, что при кратковременных заездах нет необходимости в специальной системе охлаждения двигателей. Вместо этого появился бак с льдом, которого с лихвой хватало на те несколько минут разгона и торможения во время заезда. Кроме того, автомобиль был максимально обтекаемым, а кабину пилота закрывал прозрачный авиационный фонарь. Было сделано все, чтобы максимально облегчить машину - Railton весил 3200 кг против 6500 у Thunderbolt. Зато у "Удара молнии" было почти двойное превосходство по мощности - два его 36-литровых Rolls Royce выдавали 5000 л.с. Кобб же располагал двумя старыми 24-литровыми Napier и 2860 "лошадями".
В 1938 году состоялась знаменитая дуэль в Бонневилле.
27 августа. Истон показывает 555,54 км/ч. Кобб никак не может добиться устойчивой работы двигателей.
15 сентября. Джон Кобб наносит ответный удар - 563,36 км/ч. Тем временем c Thunderbolt снимают все лишние детали, чтобы улучшить аэродинамику. Был снят даже киль.
16 сентября. Истон возвращает себе рекорд - 575,32 км/ч! Настоящий удар молнии... На Railton Napier продолжают барахлить двигатели, и Коббу не удается превзойти своего земляка.
Однако, в следующем году, 23 августа, Джон Кобб снова стал быстрейшим в мире - на модифицированном Railton Napier он достиг скорости 592,09 км/ч.
 
  
 

Может создаться такое впечатление, что никто, кроме англичан, не пытался устанавливать рекорды скорости. Однако, все было не так - в Европе у англичан объявился серьезный конкурент. В гитлеровской Германии "Мерседес" и "Ауто Унион" вели свои разработки - "унионовцы", например, пригласили знаменитого автоконструктора Фердинанда Порше. Для начала обе команды прибрали к своим рукам почти все рекорды в различных классах - ведь в их распоряжении находились такие пилоты, как Бернд Роземейер и Рудольф Каррачиола. Кроме того, эти компании имели неограниченную государственную поддержку. Однако их планам не было суждено сбыться. Сначала в 1938 году во время рекордного заезда погиб Роземейер - его Auto Union на скорости 400 км/ч буквально сдуло ветром с автобана. А 1 сентября 1939 года началась война...
(Окончание следует)


Павел СКОБЛЕНКО
 
Rambler's Top100 Counted by L-STAT Kataloog Net-ee.com
 


Газовые генераторы с доставкой | цепные пилы от ведущих производителей | Надежная охрана объектов